Просвещение и наука: продолжается становление светского
образования, создается сет закрытых сословных учебных заведения приемущественно
для дворя – Шляхетский, Морской и и кажетский (1752) и Пажеский (1759) корпуса,
в которых велась подготовка к военной и придворной службе; 1764 – недалеко от Питера,
в дер. Смольной по инициативе Е2 открылся Институт благородны девиц – 1е
женское учебное заведение; 1755 – по иниц. Ломоносова открыт Московский
университет, постепенно складывается четкая организационна структура народного
просвещения. 1786 – согдУставу народых училищ в каждом губернском городе
учреждались главные народные училища с 4-х класовым обучением, а в уездных
городах – малые двухклассные народные училища. Впервые стали вводится единые
учебные планы, предметное преподавание.
Для подготовки учительских кадров при Моск.универе в 1799 – образована
учительская семинария.
Развивалась наука: М.В. Ломоносов
– ученый-энциклопедист, первый русский академик. Занимался в гум. Сфере, и в
естествознании. Написа «Российскую грамматику», работы по стихосложению,
«Древнюю российскую историю». Научные открытия в геологии, минералогии, химии,
физике. Он возродил утраченное в период монгольского нашестви мозаики.
Техническая мысль –
изобретатели-самоучки И.И. Ползунов – изобрел универсальную паровую машину. На 20
л. раньше, чем Дж.Уатт; И.П. Кулибин – руководил мех.мастерской АН, занимался
теников. Пр.: часы а с автоматическим устройством в форме яйца, проект
одноарочного деревянного моста через Неву, но не осуществили. Работа и по
созданию прожектора, лифта, протезов для инвалидов.Но: б-во изобретений не
получило применения, было забыто.