Мы свободны, потому что ответственны и мы ответственны потому, что свободны; нет свободы без ответственности, как и нет ответственности без свободы – они неразрывны.
Гражданско-правовая ответственность, несомненно, не является единственным гражданским институтом, покоящимся на свободе; гражданское право сегодняшней Европы является целиком правом свободы. Семья как величайшая освободительница человека; собственность, без которой не существует свобода; договор, который не мыслим без свободы. Но одинаково верным является и обратное утверждение: семья, собственность и договор часто выступают притеснителями и ограничителями свободы. Не просто ответственность, но свобода и ответственность, которые являются понятиями глубоко связанными.
Этот теоретический принцип не воспринимается позитивным правом. Но право и не сводится к позитивному праву: оно существует как дух, который вдохновляет законы, как дух законов. С этой точки зрения, свобода и ответственность являются основополагающими ценностями. Нести ответственность за свои поступки – именно в этом заключается достоинство человека. Свободные действия ответственного человека – вот тот критерий, который отличает человека от «бедолаги».
Законодательство же не всегда осознает глубину связи, соединяющей свободу и ответственность. Ответственность возможна и без свободы: Кассационный суд Франции допустил с 9 мая 1984 года ответственность ребенка; французский закон от 3 января 1968 года обязал сумасшедшего возмещать причиненные убытки. И все же, ни ребенок четырех лет, ни сумасшедший не осознают своих действий: лишенные свободы, они, тем не менее, несут гражданскую ответственность, по крайней мере, они должны возместить причиненный ущерб.
История человечества еще более далека от этой почти...