Данный эпизод в романе описывает ночевку красноармейцев в доме Мелеховых. Перед этим мы узнаем, что красная армия в очередной раз одержала верх над белой, «власть снова сменилась», и теперь красные чувствовали себя хозяевами на Дону.
Григорий Мелехов и вся его семья со страхом ожидали прибытие красноармейцев в хутор – и главный герой, и его брат воевали на стороне белых, теперь же, получается, они попадали в разряд «врагов народа». И вот, наконец, «спустя час Татарский налился скрипом шагов, чужою, окающей речью, собачьим брехом» - в хуторе на побывку становился пехотный полк красной армии.
Автор подчеркивает чужеродность, неприятие солдат казаками, которые презрительно называют красноармейцев «мужиками». Дуняшка не может сдержать смеха при виде того, как неумело сидят эти мужики на лошади. А Петр Мелехов презрительно машет рукой: «Он и лошадь-то, может, в первый раз видит: «Малти поедим, гляди - и доедим». В этом - в разнице культур, языка, в ощущении чужеродности – кроется во многом неприятие казаков и красноармейцев друг к другу.
Это неприятие усиливается, когда казаки видят, как «мужики» ведут себя в их доме, на их земле. Несколько красноармейцев, распределенных к Мелеховым, не успели зайти в дом, как уже всем своим поведением показали, что именно они здесь хозяева. Особенно старался один из солдат – пожилой уже человек по имени Александр. Войдя во двор и увидев брешущую на чужих собаку, он, не раздумывая, стреляет в животное. И далее, на протяжении почти всей побывки, этот человек будет провоцировать Григория, вызывать его на конфликт.
Мы видим, что Григорий крепится изо всех сил – он понимает, чем ему грозит ссора с «победившими». И все же сначала Григорий пытался показать себя хозяином в собственном доме – он «сцепляется» с Александром из-за собаки, а немного позже не выдерживает и начинает спорить с красноармейцем о своем «белом» прошлом.