Раннее летнее утро. Все проснулись. Еще видны тени, не жарко. Первое, что бросается в глаза — боль и непонимание маленького человека. А в потупившемся взоре один застывший вопрос: «Почему не взяли?» А ведь он собирался, да и подготовился лучше взрослых.
На картине легкой тенью, почти неразличима — лежит самодельная удочка малыша. Червяков с утра накопал, ждал с нетерпением. А подлая курица, воспользовавшись моментом, вытаскивает червячков из ведерка. Но он настоящий мужчина, отвернулся, вот-вот заплачет, но нет. Старший брат, чувствую некую виновность в печали малыша — тайком оглядывается.
Отец твердым шагом идет вперед, отвернувшись и ухмыляясь над детской непосредственностью, в душе, все же, переживая. Он-то знает, еще будет момент, он возьмет мальчишку с собой. Глава семейства держит в руке весло, значит где-то на реке отца и брата ждет лодка. Что и дает нам ответ на вопрос: «Почему?». Река — это природа, а иметь дело с природой всегда непредсказуемо. А малыш еще не умеет плавать, но придет и его черед. Научат старшие и его этому ремеслу.
nevzylinaribalku
Из двери выглядывает белокурая девчонка, вот уж кому явно не хотелось на рыбалку. Она внимательно наблюдает за реакцией брата, чтобы потом подразнить его. Вокруг пейзаж той далекой «босоногой деревни». Мальчишка без обуви, в коротких штанишках, с выбившейся рубашкой, да с выгоревшими на летнем солнце белокурыми волосами.
И здесь рыбалка не просто хобби, а настоящий способ прокормить семью. Стоящее мужское занятие, отчего еще обиднее мальчишке. Он же взрослый, он же тоже — мужичок! Художник показал нам одно колесо от тележки или от коляски, намекая на детей помладше.
От картины исходит летний зной, да и домик, что мы видим, не деревянный — характерен для южных регионов страны. И такой он неухоженный, неокрашенный, что опять напоминает нам — некогда. Людям выжить бы. Но ремесло кормит их. А на картине на фоне спокойных сероватых красок врывается тоже сероватый, но с таким явным фиолетово-розовым оттенком цвет.
Цвет этот на земле, на тряпке, что висит на плетне, да на платье девочки. Так и хочется спросить: «Малыш, где твоя мама?» Мама успокоит, мама может быть ласковой и понимающей. Но нет мамы рядом. Тут же и загадка, а где мама, что придет на помощь.
А может она сама уговорила отца не брать мальчишку с собой, беспокоясь за него. Быстрая вода не прощает ошибок. Так и стоит наш мужичок, не проронив и слезинки, думает. Думает чем он займет этот еще один летний день, ведь он так рассчитывал быть сегодня на рыбалке. Пусть не сегодня, но он будет проситься и его возьмут.