1.Чистая конкуренция имеет место там, где действует множество независимых производителей однородных товаров и услуг (стандартизированной продукции). В этих условиях доля каждого отдельного производителя в общеотраслевом выпуске настолько мала, что он не может ощутимо изменять совокупное предложение продукции, а значит, и сложившуюся рыночную цену. Из-за одинаковости товара неценовая конкуренция здесь отсутствует. Приспосабливаясь к рыночной цене, фирмы стремятся к эффективности и рентабельности своего производства. Сотни и тысячи из них при этом «не выживают».
2.Чистая монополия существует, когда одна фирма является единственным производителем данного продукта (газо-, водоснабжение, связь). Манипулируя объемом производства своей продукции, монополист по существу диктует потребителю и свою цену. Экономическая мощь и эффективность его мало затратного производства делают практически невозможным проникновения в эту отрасль дополнительных фирм.
3.Монополистическая конкуренция предполагает сочетание монополии и конкуренции, причем, если конкуренция присутствует здесь в очень значительном объеме, то монополия лишь в небольшой дозе. Такая рыночная ситуация может складываться там, где много сравнительно небольших производителей (продавцов), которые предлагают похожую, но не одинаковую продукцию (одежда, мебель, обувь). Многочисленность этих независимых фирм, как правило, не позволяет каждой из них в отдельности существенно влиять на рыночное предложение и цену. То же обстоятельство мешает их тайному сговору для овладения рынком, поэтому между ними идет как ценовая, так и неценовая конкуренция.
4.Олигополия характерна для таких отраслей, в каждой из которых господствует несколько крупных фирм (производство цветных металлов, добыча нефти). Немногочисленность олигополистов означает, что каждый из них обладает большим рыночным весом и может влиять на цену. В этих условиях, фирмы оказываются взаимозависимыми, а «безудержная» конкуренция между ними угрожает «неприятностями» для всех. Поэтому, в ситуации олигополии, фирмы пытаются регулировать взаимную конкуренцию, избегают войны цен, идут на объединения или олигополистические соглашения. Вхождение фирм в отрасли с олигополией также очень затруднено.