Третьяков Павел Михайлович
Третьяковская галерея называется по имени Павла Михайловича Третьякова. Он положил начало этому замечательному собранию.
Третьяков был купец. Свое богатство он решил употребить на пользу народа. Павел Михайлович был хорошо образован. Он очень увлекался живописью: читал книги по искусству, посещал выставки, знакомился с художниками. Живопись Павел Михайлович глубоко чувствовал. Художники поражались его метким замечаниям.
"Во всех европейских странах есть богатые музеи, где собраны творения лучших художников этих стран,- думал Третьяков.- Пора и нам иметь такой же". В 1856 году Павел Михайлович Третьяков купил две первые картины - художников Шильдера и Худякова (см.).
Третьяков появлялся на открытии выставок сосредоточенный, молчаливый. По лицу ничего не поймешь: кажется, пока лишь прислушивается, что другие говорят. Но решение уже принято. Картины еще не развешивали в залах, когда он объездил мастерские художников, узнал, кто чем занят, все взял на заметку. Он всех обгонял. Случалось, царь, нацелившись на выставке купить какую-нибудь картину, подходил поближе и читал записочку на раме: "Куплена господином Третьяковым".
Приобретенную картину Третьяков не уступал и царю. Ведь он, Третьяков,
собирал сокровища не для себя, а для народа. Сначала для осмотра галереи требовалось разрешение самого Третьякова. Позже он позволил пропускать всех желающих. 31 августа 1892 года Павел Михайлович Третьяков подарил свое собрание городу Москве.
Павел Михайлович был очень скромный человек. Вся Россия благодарила его за бесценный дар, всем хотелось узнать побольше о жизни Третьякова, о его многолетнем собирательстве, но на просьбы газет он отвечал: "Сведений о себе я не дам, так как очень не люблю, когда обо мне что-нибудь печатается". Павел Михайлович долго не позволял писать с него портрет. Он считал себя ничем не замечательным человеком и не хотел, чтобы художники тратили на него время и силы.
Первый портрет Третьякова сделал художник Крамской. Зимой 1876 года он выполнял некоторые заказы Третьякова. В свободные часы художник и собиратель прогуливались по залам галереи, беседовали об искусстве, читали вслух новые журналы и книги. Однажды Павел Михайлович заболел. Привычное течение его жизни нарушилось. Он очень тосковал без дела. И тут Крамской, угадав его настроение, попросил: "Павел Михайлович, разрешите написать с вас портрет?"
Третьяков махнул рукой: "Пишите!.."