Александр считал средствами для основания всемирного государства и для введения в нем одной цивилизации развитие материальных интересов и распространение греческой культуры. В своей заботливости о материальных интересах, он пролагал новые торговые пути караванной и морской торговли, старался облегчить сношения между народами, возврати, людям массу золота и серебра, бездейственно лежавших в казнохранилищах Персеполя, Сузы и Экбатаны и пущенных теперь в оборот македонянами и греками, ввел правильные налоги, благоустроенную администрацию взамен натуральных повинностей и произвола сатрапов персидского времени; возводил громадные сооружения религиозного и житейского характера, устраивал великолепные праздники, оживлял этим искусство и промышленность. Для распространения греческой культуры он основывал в восточных областях новые города, в которых жили македоняне и греки вместе с туземцами; покровительствовал греческим художникам, техникам и ученым, привлекал их на свою службу, щедро вознаграждал деньгами и почестями, содействовал научным исследованиям, заботился о приложении их результатов к практической жизни, об её улучшении умственной и художественной деятельностью. Мы видели, с какой энергией Александр исследовал устья Инда и Евфрата. как прекрасно понимал он важность открытая морского пути из Персидского залива к дельте Инда, как усердно старался пролагать пути на восток и на запад от Каспийского моря, как заботился о восстановлении старых каналов в Месопотамии; мы видели, что и в тяжелые дни, когда лихорадка пожирала его жизненные силы, он был занят планом открыть для торговли путь в неведомую Аравию; видели, как заботился пролагать караванные пути через горы и пустыни; видели, что он не жалел трудов, не боялся опасностей и потерь для того, чтобы обуздать хищные племена, мешавшие торговле, что почти все те города, которые основывал он на востоке от Каспийского моря, у Гиндукуша и на Инде, имели главным своим назначением служить центрами торговли, облегчать сношения стран дальнего востока с культурными государствами запада.
Правда, не все то, что создавал Александр, было хорошо и прочно. Расслабевшая греческая культура не имела в себе столько жизненных сил, чтоб обновить варварские племена, в страны которых была переносима; и в македонском войске было мало людей, способных стать распространителями благородных элементов цивилизации. Овладев богатствами Азии, предавшись наслаждениям, возгордившись победами, славой и могуществом, македоняне утратили патриархальную простоту нравов, бывшую не дальше, как за двадцать лет перед тем, предметом насмешек афинских ораторов, но не приобрели образованности, какая была бы нужна для исполнения великой задачи, предстоявшей им, для основания прочных государств. Эта задача была разрешена при Диадохах переселением греков в Азию. Но мысль о том уже была в творческой душе Александра, дело было начато им; его недолгая жизнь, прошедшая в непрерывных походах и битвах, конечно, была недостаточна для того, чтобы дать прочную будущность созданиям его быстрых завоеваний; но нельзя осуждать его за то, что основанное им не успело развиться при нем. При нем «элементы жизни народов были», по выражению одного из древних писателей, «смешаны как бы в чаше любви; народы вместе пили из этой чаши, забывая о старой вражде и о своем бессилии». В противоположность восточным городам, бывшим только многолюдными поселениями, центрами торговли и промышленности, города, основанные Александром, имели самостоятельное управление своими делами, политическую жизнь, правильную свободную организацию.
(из интернета)