«Что влекло их надевать эмблему милосердия – красные кресты на
грудь, – писал в своем дневнике один офицер, – и что заставляло их
бескорыстно жертвовать покоем, а иногда и жизнью? Если бы в рядах их
стояли пожилые люди, для которых наступила пора думать об искуплении
грехов и добрыми делами загладить свои ошибки, а то большинство была
молодежь свежая и полная надежд. Искали ли они сильных ощущений, или
рвались из будничной, неинтересной жизни, чтобы сознавать, что хоть раз в
жизни они исполнили завет Бога-Человека?..»
Нет, русские женщины не искали сильных ощущений, они ехали по зову милующего сердца.
...
Понятие
«милосердие» происходит от двух слов: «милость» и «сердце». Это –
милующее сердце, милостивое сердце… Это – дар воистину Божий. Сердце,
способное печалиться даже над падшим ангелом, может быть только у
человека, любящего Господа всей душой. Оно не может не сострадать такому
прекрасному Божиему творению, которое было создано первым пред Богом и
которое, возгордившись, лишив себя возможности покаяния, гибнет
безвозвратно. Милующее сердце не видит в человеке зла, грех оно
воспринимает не как неотъемлемую часть души, а как внедряемое в нее
извне зло, и потому милующий человек старается всеми силами души помочь и
лицам нравственным, и грешникам. За всех он молится.Митрополит Иоанн (Снычев)
И
эти слова в полной мере относятся к сестрам милосердия, таким, какой
была Матрона, жена простого лавочника. Ведь раненый есть раненый,
грешник он или праведник, он одинаково нуждается и в уходе, и в молитве.
И Матронушка, заботясь о раненых, не забывала и молиться об их душах,
отдавала ближним своим не только физические силы, но и собственную душу.
«Тот милостив, кто в мысли своей не отличает одного от другого, но
милует всех, – эти слова преподобного Исаака Сирина русские сестры
милосердия воплощали в жизнь каждую минуту. – Милостивый не только дает
людям из своего собственного, но с радостью терпит от других неправду и
милует их. Милостивый не только дает людям из своего собственного, но и с
радостью терпит от других неправду и милует их. Как тень следует за
телом, так и милость за смиренномудрием».
...
– Кто
такие милостивые? – говорил другой преподобный, святой Симеон Новый
Богослов. – Те ли, которые раздают бедным деньги и кормят их? Нет – не
это одно делает милостивым; надобно, чтобы при сем была милостивость
сердечная. Или милостивы те, которые обнищали из любви ко Христу, нас
ради обнищавшему, вспоминая о бедных, вдовах, сиротах и больных и не
имея, что дать им, страдают милость о них и плачут, уподобляясь Иову,
который говорит о себе: «Аз же о всяцем немощнем восплакахся»?
(Иов.30,25) Они, когда имеют что, с искренним радушием помогают
нуждающимся, а когда не имеют – дают им всеубедительные наставления о
том, что способствует спасению души, повинуясь слову того, кто сказал:
«Нелестне научихся, без зависти преподаю» (Прем. 7,13). Таковы истинно
милостивые, ублажаемые Господом Иисусом Христом: они такою милостью, как
лествицею, восходят к совершенной чистоте душевной.