. ** уроке для разбора по составу были даны следующие глаголы: сапожничать, жадничать,...

0 голосов
112 просмотров

. На уроке для разбора по составу были даны следующие глаголы: сапожничать, жадничать, нервничать, скрытничать, садовничать.
Первый учащийся выделил во всех глаголах суффикс -нича-, второй выделил во всех глаголах суффикс -нич- и суффикс -а-, а третий выделил во всех глаголах суффикс -н- и суффикс -ича-. Объясните с точки зрения словообразования, кто из учащихся прав.


Русский язык (23 баллов) | 112 просмотров
Дан 1 ответ
0 голосов
Правильный ответ

Рассмотрим, как были образованы эти глаголы:
- сапожничать, садовничать - от существительных сапожник, садовник (эти глаголы имеют смысл "делать работу кого-то" - сапожника, садовника). В них остался суффикс существительного -ник- (превратившийся в -нич-) и добавился суффикс -а-.
- жадничать, нервничать, скрытничать - от прилагательных жадный, нервный, скрытный (они имеют смысл обладать данными качествами). В них остался суффикс прилагательного -н- и добавился суффикс -ича-.

Итак, в глаголах сапожничать, садовничать, образованных от существительных, обозначающих профессии, суффиксы -нич- и -а- (как у второго учащегося); в остальных глаголах, образованных от прилагательных, суффиксы -н- и -ича-. (как у третьего).

(148k баллов)