1)Программа «Обеспечение безопасности жизнедеятельности в природных условиях» направлена на развитие умений и навыков, направленных на сохранение жизни, укрепление здоровья и улучшение состояния окружающей природной и социальной среды.
Знание основ выживания обязательно для каждого человека. Под выживанием следует понимать активные целесообразные действия, направленные на сохранение жизни, здоровья и работоспособности в условиях автономного существования.
Особое значение для жизнеспособности человека имеют природная среда, ее физико–географические условия. Активно воздействуя на организм человека, она увеличивает или сокращает сроки автономного существования, способствует или препятствует успеху выживания.
В ходе реализации данной программы дети знакомятся с безопасным поведением человека в природных условиях: учатся ориентированию на местности, способам подачи сигналов бедствия, добыванию огня, воды и пищи, устройству временного укрытия (жилища), выясняют правила безопасного поведения и личной гигиены; предлагают варианты безопасных туристических маршрутов. Данная программа развивает умение наблюдать, анализировать, обобщать, характеризовать объекты окружающего мира, рассуждать, искать дополнительную информацию о родном крае, решать проблемы и практические задачи.
Занятия ориентируют учащихся на избрание таких профессий как эколог, геолог и т.п. 2)Пешеходный туризм в настоящее время является наиболее распространённым, что объясняется его доступностью. Поговорим сначала об особенностях пеших походов на равнинной местности.
При движении по ровному месту с рюкзаком скорость достигает 3,5 — 4 км/ч, а при движении по лесу, болоту, песку, через кустарник темп снижается примерно на 1/3 , а иногда и больше. При ходьбе туловище туриста слегка наклоняется вперёд, чтобы уравновесить вес рюкзака. Шаг должен быть средней длины. Ступни несколько разворачиваются наружу и ставятся с пятки перекатом на носок. Опорная нога полностью не выпрямляется.
Следует избегать долгого хождения по очень твёрдой поверхности — каменным, бетонным и асфальтовым дорогам: это позволит предохранить ноги от мышечных болей и потёртостей.
На трудных участках пути не следует разговаривать: разговоры сбивают ритм дыхания, раздражают усталых туристов 3)Активный отдых - отдых, сопряженный с физическими нагрузками. При этом, не ставится цель первенства и соревнования. Обитатели мегаполисов порой устают от шума и суеты. Восстановить силы помогает общение с природой. Ловить волну или порыв ветра, плыть наравне с обитателями морской стихии, опускаться в недра земли, или тихо скользить под парусом или крылом, увлекаемым вечерним бризом. Заниматься активным отдыхом можно с семьей, с друзьями или индивидуально.
Начать заниматься лучше с инструктором или знакомыми, которые уже имеют некоторый опыт. Это не только ускорит обучение, но и сделает активный отдых безопаснее. Для занятия некоторыми видами требуется сертификат или удостоверение, подтверждающее прохождение подготовки и успешно сданные экзамены. Обучение включает теоретическую и практическую части. В теоретическую подготовку, как правило, входит: устройство, оборудование, безопасность, правила дороги, огни, знаки, работа с картами, определение места положения, течения, пилотаж, прогноз погоды, оказание первой медицинской помощи, действия в случае опасности. Кандидат на получение сертификата должен подтвердить свои знания на практике.
Требуется так же провести инструктаж по безопасности, составить прогноз погоды, проложить и рассчитать маршрут, руководить действиями команды или группой поддержки, если занятия активными видами отдыха проводятся индивидуально.
Практические экзамены по управлению, например, судном состоят из подготовки к старту, отхода от причала, разворота в ограниченном пространстве на 360 градусов, способности пришвартоваться к бую, выполнить действия по спасению человека за бортом, совершить маневры на высокой скорости. При этом, экзамен по управлению парусным судном, включает треугольную дистанцию, одна из сторон которой направлена против ветра.
В качестве классификации активного отдыха можно связать его со средой, в котором происходят занятия. Активный отдых в воздухе, на земле, под землей, на воде и под водой.