Общественный строй сарматов представлял собой военную демократию. Военные вожди с дружинниками, совершая регулярные набеги на соседей, постепенно увеличивали свою власть и объединяли в походах все более крупные отряды. В отличие от скифов, которые до конца своей истории так и остались преимущественно конными стрелками, сарматы после поражений в столкновениях с армиями античных государств (вспомним разгром скифов и их союзников - сарматского племени роксолан понтийским полководцем Диофантом у Прекрасной Гавани) провели реформу своего войска. Его основу теперь составила тяжелая конница, получившая название катафрактарий.
Словом "катафракта" в греческом языке обозначался всаднический доспех. Термин же "катафрактарий" впервые появился в эллинистическом Египте в III веке до н. э., так называли солдат тяжелой кавалерии. Для вооружения катафрактариев характерны три особенности. Первой их отличительной чертой был тяжелый оборонительный доспех, состоящий из металлического чешуйчатого или пластинчатого панциря, позднее - кольчуги. Первоначально такой панцирь защищал только верхнюю часть тела до бедер. Позднее появляются кольчуги, доходящие до колен. Голову защищал металлический шлем. Второй особенностью катафрактариев было их главное наступательное оружие - пики, достигавшие в длину 4-4,5 метра. Некоторые авторы считают, что эти пики при атаке держали обеими руками. Как при этом всадники не вылетали из седла при ударе копьем в противника на полном скаку, обычно не объясняется.
Греческий писатель Гелиодор оставил прекрасное описание атаки катафрактариев: "Когда наступает время битвы, то, ослабив поводья и горяча коня боевым криком, катафрактарий мчится на противника, подобный какому-то железному человеку или движущейся кованой статуе. Острие копья сильно выдается вперед, само копье прикреплено ремнем к шее коня; нижний его конец при помощи петли держится на крупе коня; в схватках копье не поддается, но, помогая руке всадника, всего лишь направляющей удар, само напрягается и твердо упирается, нанося сильное ранение, и в своем стремительном натиске колет, кого ни попало, одним ударом часто пронзая двух".