Еще в XIX веке в российских гимназиях мальчики носили форменные фуражки и строгие мундиры. У гимназисток также была специальная одежда. В советское время ношение формы было обязательным. Сейчас любая школа имеет право решать, носить ли ученикам форму — и какую. Но в любом случае, в основе принятия решения лежит добрая воля администрации и родителей. Критерии выбора формы одежды у каждой школы, конечно, разные, но строгость или умеренность по отношению к макияжу и ювелирным украшениям повсеместна. Золотые украшения, распущенные волосы, глубокие вырезы, короткие юбки, яркий макияж, накрашенные ногти, экстравагантная обувь — все это атрибуты взрослого человека, но никак не подростка.
Так какие же плюсы и минусы у школьной формы? Начну с минусов. Навязывание формы ущемляет самолюбие, ограничивает права и мешает раскрыться личности, потому что одежда для школьников является одним из способов самовыражения. Им просто хочется надевать то, в чем они ощущают себя комфортно, и то, что подчеркивает их индивидуальность, делает их значимыми в глазах сверстников. Для родителей введение формы сопряжено с дополнительными затратами.
Плюсы просты и потому очевидны. Единая униформа прививает дух единства и воспитывает чувство принадлежности к школе и гордости за нее. Школьная форма обязывает к определенной модели поведения и повышает дисциплину. Улучшение дисциплины в классе и, соответственно, повышение уровня внимания учеников способствует лучшему усвоению предмета. Введение формы прекращает соревнование в одежде среди детей, которое может привести к возникновению комплекса «человека второго сорта» , негативно отразиться на результатах учебы и оставить отпечаток в душе ребенка на всю жизнь. Если к форме относиться как к необходимости, то никакого принижения самолюбия и индивидуальности не произойдет. Достаточно вспомнить стюардесс, официантов, милицию, железнодорожников, офисных работников. По моему убеждению, не одежда красит человека, а его ум, эрудиция и человеческие качества.