Ема, над которой я работаю в течение ряда лет, - «Формирование нравственности учащихся через постижение русской и мировой духовно-нравственной культуры». На каждом уроке или внеклассном мероприятии стараюсь воспитывать в учениках нравственные качества. В последние годы все здравомыслящие люди бьют тревогу по поводу того, что нравственность молодых все больше приобретает негативные черты. Но мы учителя, поэтому нам нельзя опускать руки. Особая роль в деле нравственного воспитания принадлежит художественной литературе, проверенной временем. Основная задача учителя-словесника состоит в том, чтобы помочь ученикам постигнуть духовный опыт великой русской литературы.
Я хочу поделиться опытом, как провожу смысловой анализ художественного произведения, которое содержит нравственные проблемы. Именно смысловой, так как существуют также другие виды анализа текста. Для анализа я взяла рассказ Тэффи «Жизнь и воротник».Тема урока звучит так: «Нравственные проблемы рассказа Тэффи «Жизнь и воротник» (смысловой анализ художественного произведения).
Цели урока: 1. Коротко познакомить с личностью Тэффи и содержанием рассказа «Жизнь и воротник». 2. Проанализировать жизненную ситуацию героини. 3. Определить нравственные проблемы, поднятые автором рассказа. Воспитывать нетерпимость к негативным проявлениям характера и поведения героини. 4. Показать актуальность рассказа для нашего времени.
До недавнего времени мои ученики на уроках литературы в 8-ом классе работали по учебнику Г.И.Беленького, но уже второй год используют хрестоматию авторов В.Я.Коровиной, В.П.Журавлева, В.И.Коровина. Именно в новом учебнике помещен рассказ Тэффи «Жизнь и воротник», и я посчитала, что материал рассказа может послужить поводом для разговора
со старшеклассниками о жизни, о том, как не совершить ошибок, которые могут испортить жизнь, и даже не одному человеку.
А еще мне интересна личность писательницы, верность выбранной профессии на протяжении такой большой и богатой событиями жизни.
В ходе урока использовалась презентация по теме урока, фонохрестоматия по литературе для 8 класса, учебная хрестоматия для 8 класса.
Ход урока:
1. Организационный момент: проверка готовности учеников к уроку.
2. Объявление темы, постановка целей урока. Демонстрируются слайды №№2 – 3.
3. Слово учителя об авторе рассказа «Жизнь и воротник».
(Слайд№4)
Слышали ли вы когда-нибудь это имя – Тэффи? Она принадлежит к плеяде писателей Русского зарубежья, которые покинули Родину после Октябрьской революции, но всю оставшуюся жизнь оставались истинно русскими. Так как их произведения не издавались в СССР, мы получили возможность приобщиться к их многогранному творчеству совсем недавно.
Итак, Тэффи. Это литературный псевдоним. Настоящая фамилия писательницы – Лохвицкая Надежда Александровна. Дочь успешного адвоката, она рано приобщилась к литературе. Став сотрудницей популярного в начале 20-го века журнала«Сатирикон»

(Слайд №5), писала злободневные фельетоны, юмористические рассказы, сама стала необычайно популярной. Ее популярность была так велика, что выпускали духи и конфеты «Тэффи». В 1918 году эмигрировала, обосновалась в Париже.
Поскольку рассказ написан в начале 20-го века, некоторые слова могут быть вам непонятны, давайте с ними познакомимся. (Слайд №8):
1. Гостиный двор – построенные в старину торговые ряды, обычно каменные.
2. Мануфактура (устар.) – ткань, текстильные изделия.
3. Извозчик (устар.) – наемный экипаж с кучером.
4. Корюшка – небольшая морская промысловая рыба.
5. Омнибус (устар.) – многоместный конный экипаж для перевозки пассажиров.
6. Профукать – промотать,