Политические и экономические изменения, произошедшие в России, ознаменовались расцветом культуры. Главная черта новой культуры ― отход от религиозных канонов и обращение к ценностям людского бытия и человеческой личности.
Во 2-й половине XVII в. появляются первые портретные изображения с элементами реального сходства ― «парсуна». Зарождается светская портретная живопись.
Родоначальник портретной живописи в России С.Ушаков работал в художественном центре при Оружейной палате Кремля. В 1668 г. он пишет икону «Богоматерь Владимирская» или «Насаждение дерева российского государства», на которой изображены наиболее выдающиеся деятели его эпохи.
Существенные изменения произошли в архитектуре и градостроении. Наряду с созданиями шедевров деревянного зодчества, культовых построек в Коломенском и на русском севере, значительно увеличивается количество здании возводимых из камня.
В зодчестве XVII в. намечается сближение культового стиля с гражданским. Появляется стиль, который возник при слиянии русской архитектуры и западноевропейского барокко ― московское или нарышкинское барокко.
Характерные черты русской архитектуры этого периода ― многоярусность, симметричность композиций, цветной декор. Примеры этого стиля -церкви Покрова в Филях (1693 г.) и Спаса Нерукотворного в Уборах (1697 г.).
В гражданском зодчестве основным направлением стало строительство первых каменных зданий бытового назначения ― гостиные дворы в Москве и Архангельске, Сухарева башня в Москве, Поганкины палаты в Пскове.