5 симфония Бетховена
Эта симфония стала самой популярной в бетховенском наследии. Она
была окончена в 1808 году, впервые исполнена в Вене в декабре этого же года под
управлением автора, одновременно с 6 симфонией. Композитор работал над ней
довольно долго – в течение четырех лет, параллельно с 4 и 6 симфониями.
В 5 симфонии раскрывается основная тема
бетховенского симфонизма – героика борьбы. Эту идею симфония воплотила в
наиболее концентрированном виде, развиваясь «от мрака – к свету, через борьбу – к победе».
Отличительной особенностью содержания 5
симфонии (в сравнении с другими оркестровыми произведениями, посвященными этой
же теме – 3 и 9 симфонии, «Эгмонт»), является проблема рока. Бетховен,
обычно скупой на словесные разъяснения, сам указал Шиндлеру на главную тему
симфонии, как на звуковой символ судьбы («так судьба стучится в дверь»). «Голос
рока» звучит во многих бетховенских произведениях (примером могут служить
фортепианные сонаты № 8, 17, 23), но нигде еще тема судьбы не была стержнем
всего драматургического развития.
4-частный цикл 5
симфонии, в сравнении с 3-й, отличается еще большей монолитностью,
обусловленной: