Скажу сразу, что пьеса «Вишневый сад» произвела на меня самое
тягостное впечатление. Читая ее, мне хотелось,
как Голохвастову, воскликнуть: «Так зачем же?». Притом именно это,
классическое, «так зачем же», а не что-то иное. Ведь если уж погружаться в символизм,
отдающий палатой № 6, то уж погружаться полностью. И слова Свирида Петровича
здесь подходят как нельзя лучше.
Всю пьесу я по кусочку склеивала реплики героев в своей
голове, пытаясь связать их в один узел. Безуспешно. Слова рассыпались, как бред
шизофреника. (Да простит меня Антон Павлович). Ни один из героев не слушал, что
говорит другой, в поведении персонажей наблюдалось полное отсутствие какой-либо
логики или смысла. Сложилось впечатление, что все дворяне (ведь символизируется
все дворянство) жалкие, слабохарактерные, безвольные, ни на что не способные
люди; купцы - тщеславные, хитрые и лукавые, а главное бесчестные с девушками; а
слуги у таких людей, естественно, - позабыты-позаброшены.
Да, я понимаю (вернее я прочла) что Чехов хотел сказать и
показать этой пьесой. Конечно, дворянские гнезда время от времени разорялись и
ломались, как и любые другие гнезда, страны и политические системы. Но все
время хочется спросить: «А нельзя ли было это все тоньше как-то выразить,
правдоподобней что ли, не так топорно?». Видимо нельзя.
Может, я конечно чего-то не поняла в символизме чеховской
прозы, но после прочтения «Вишневого сада» вспомнились слова мальчика из
одноименной сказки: «А король-то голый!». Не нашла я для себя в этой пьесе
ничего, разве что досаду.