По завершении работы над повестью Тургенев обратился
к некоторым своим друзьям с просьбой высказать своё
мнение об "Асе".
Ему было важно ощутить необходимость, востребованность
своего писательского дара, а мнение взыскательных
товарищей по творческому труду было особенно
показательным.
Первые одобрительные отклики были получены из редакции
"Современника".
Один из издателей журнала И. И. Панаев писал:
"Повесть твоя - прелесть.
Спасибо за неё: это, по-моему, самая удачная из повестей твоих.
Я читал её вместе с Григоровичем, и он просил написать тебе,
что внутри у тебя цветёт фиалка".
В подзаголовок своей статьи "Русский человек на rendez-vous"
Чернышевский поставил: "Размышления по прочтении повести
г. Тургенева „Ася”.
Он сознательно отвлёкся от лирической стороны сюжета и
обратился к социально-политической проблематике,
отталкиваясь от произведения Тургенева, хотя, по его же
словам, "повесть имеет направление чисто поэтическое,
идеальное, не касающееся ни одной из так называемых
чёрных сторон жизни".
Однако не все литераторы приняли повесть безоговорочно.
В. П. Боткин писал А. А. Фету: "Ася далеко не всем нравится.
Мне кажется, что лицо Аси не удалось - и вообще вещь имеет
прозаически придуманный вид.
О прочих лицах нечего и говорить.
Как лирик, Тургенев хорошо может выражать только пережитое им".
Л. Н. Толстой не принял тургеневскую повесть при её первой
публикации. „Ася” Тургенева, по моему мнению, самая слабая
вещь из всего, что он написал", - заметил он в письме к
Некрасову от 21 января 1858 года.
Однако Толстой неоднократно возвращался к повести,
перечитывал её и ценил ряд её художественных достоинств,
о чём не раз вспоминал сын писателя С. Л. Толстой.