Тема: «Сложноподчиненное предложение» Упражнение 1. Найдите сложноподчиненное...

0 голосов
492 просмотров

Тема: «Сложноподчиненное предложение»
Упражнение 1. Найдите сложноподчиненное предложение.
А) 1. Я собралась встать, как вдруг глаза мои остановились на неподвижном человеческом образе.
2. Я вгляделся: то была молодая красивая девушка.
3. Она сидела в двадцати шагах от меня, задумчиво потупив голову и уронив руки себе на колени.
4. Левый, дальний берег по-прежнему тонул во тьме, и тьма рисовала там огромные нелепые
фигуры.
Б) 1. Ветер стих, ночные поднебесные страсти улеглись, сквозь тучи пробивался солнечный свет.
2. Он вспомнил ночное событие, но вспомнил без страха, как нечто произошедшее в свой черед.
3. В прежние годы у обрывистого края оврага, где вырос микрорайон, соорудили спортивный
трамплин.
4. Она открыла дверь и, пройдя мимо, вошла во вторую комнату.
Упражнение 2. Поставьте вопрос к придаточному предложению.
что?
Образец: Слышу, (за стеной как будто песню поют).
1. А позвольте спросить, (с кем имею честь говорить)?
2. (Едва небо успело тронуться бледным предвестием зари), он уже разбудил меня.
3. (Кому много дано), с того много и спросится.
4. (Лишь только он затих), якут схватил меня за руки и потащил вверх.
5. Мы хотели понять (как он дошел до этого).
6. Не знаю, (зачтут ли мне этот год).
Упражнение 3. В каждом предложении найдите главную и придаточную части. Подчеркните в
них главные члены. Расставьте знаки препинания.
1. Мать начала сомневаться не вредно ли будет мне это чтение.
2. Едва мы встали утром я вышел к морю.
3. Но вот почувствовала она как кто-то берет ее за руку.
4. Сколько они ни принесли апельсинов мы все купили.
5. Ему почудилось будто блеснуло в замке узенькое окошко.
6. По мере того как бричка приближалась к крыльцу глаза его делались веселее.
Упражнение 4. Укажите, в каком(их) предложении(ях) неправильно выделена придаточная
часть.
1. Я не сразу сообразил, что произошло.
2. Смогу ли я тебе помочь – не знаю.
3. Что он говорит, не слышно за дальностью расстояния.
4. Кто много читает, тот много и знает.
5. Ручей, вдоль которого они продвигались, принимал в себя все новые родники.
6. Яблони пропали, потому что мыши объели всю кору.
7. Хозяйка спросила, действительно ли мы уезжаем.
8. Не дождавшись, пока отопрут, он перемахнул через забор.
9. Когда она возвращалась домой, то думала о предстоящем разговоре.
10. Чего я жду, не знаю сам.
Упражнение 5. Союз или союзное слово?
Образец выполнения: Мы были предупреждены, что (союз) нас встретят вопросами.
Что (мест.) делать в сложившейся ситуации, совершенно непонятно.
1. Сообщение, что (_____) пришло последним, было самым важным.
2. Сообщение о том, что (_____) произошло на острове, потрясло всех.
3. Что (_____) написано пером, то не вырубишь топором.
4. То сердце не научится любить, которое (_____) устало ненавидеть.
5. Мысль, что (_____) мы обмануты, была невыносима.
6. Мысль о том, что (_____) пора экзаменов приближается, не давала мне покоя.
7. Мысль, что (_____) ты высказал вчера, очень интересна.
8. Сообщение, что (_____) скоро приезжает брат, обрадовало всех домашних.
Упражнение 6. Союз или союзное слово?
1. Мы знаем, как (_____) на горизонте показалась белая точка теплохода.
2. Наставник сказал ученику, как (_____) крепится деталь на станке.
3. Ученые наблюдают, как (_____) пчелы и другие насекомые опыляют цветы.
4. Здоровье человека зависит от того, как (_____) он выполняет требования физической культуры.
5. Никогда не забывай, как (_____) много зависит от правильного распределения времени


Русский язык (101 баллов) | 492 просмотров
Дан 1 ответ
0 голосов

1
3
что именно 
когда
-
когда
что именно
что

(636 баллов)