Найти три средства выразительности в тексте.
Древнеримский зодчий Витрувий почти две тысячи лет тому назад
«вывел» формулу, с помощью которой описал требования, предъявляемые к
произведению архитектуры: прочность, польза, красота. С тех пор
специалисты не сомневаются, что именно эти компоненты составляют
сущность архитектуры. Каждый из них важен сам по себе, в целом же они
позволяют архитектурному сооружению стать произведением искусства.
То, что произведение архитектуры должно быть красивым, сомнений
не вызывает. Несомненно также, что величайшие памятники древней
архитектуры сохранились благодаря прочности и надежности строительного
материала и конструкции здания. В противном случае мы просто не могли бы
сегодня наслаждаться их красотой и совершенством. Но при чем здесь
польза? Какое отношение имеет она к высокому искусству архитектуры?
Самое прямое! В зависимости от своего назначения здания имели ту
или иную форму, размер, внутреннюю планировку и декор. Именно
назначением сооружения, то есть требованием пользы, определялись рамки,
в которых творил архитектор. И многие архитектурные ходы, решения,
ставшие образцами для строительства на века вперед, появились как
результат учета внешних факторов, как попытка архитектора объединить
требования пользы и красоты.
Обратимся к древнерусскому зодчеству. Снежная зима и дождливая
осень на Руси диктовали свои законы даже при строительстве храмов:
высокая крутая кровля не выдерживала ни снег, ни воду. По этой причине
островерхие шлемовидные купола в русской архитектуре вскоре вытеснили
покатые византийские.
Другой пример ? знаменитые многоглавые церкви. Каждый купол в
них опирается на цилиндрический барабан с окнами, которые служат для
освещения внутреннего пространства храма. Чем крупнее была церковь, тем
больше требовалось барабанов, чтобы ее осветить, а значит ? и больше
куполов. Купола ставили на разном уровне (один выше, другой ниже) тоже
из соображений пользы: чтобы они не затеняли друг друга, чтобы освещение
не терялось.