Прочитайте текст и выполните задания A11 – A14; B1 – В8; С1 – С2.
1. (1)Вся наша жизнь связана с архитектурой, она объемлет буквально все стороны
деятельности человека, создает ту среду, в которой протекает его бытие – труд, культура,
быт. (2)Дом – будь то многоэтажная громада или сельская изба, завод, на котором мы
работаем, плотина электростанции или универмаг, аэропорт, театр или стадион – это все
архитектура в широком смысле слова. (3)Архитектура создана изначально для
удовлетворения наших многообразных практических, или, как говорят, утилитарных,
потребностей. (4)Уже это одно в очень сильной степени отличает ее от других видов
искусства.
2. (5)Архитектура – это всегда и строительство, и потому она находится в прямой
зависимости от уровня развития техники и производительных сил. (6)Так, например,
изобретение железобетона, широкое применение стекла, алюминия, пластиков как
строительных материалов коренным образом изменили характер архитектуры нашего
столетия.
3. (7)Но если бы архитектура была только техникой, она не была бы искусством. (8)В
образах архитектуры всегда заложено большое идейно-художественное содержание. (9)Не
всегда прямо, но опосредованно, памятники архитектуры – Зимний дворец или
крестьянская изба где-нибудь в Заонежье, Новгородский Кремль или станция
Московского метрополитена, Дворец Съездов или Коломенская шатровая церковь XVI
века – отражают идеи, эстетическое мировоззрение своего времени, наконец, социальное,
содержание той или иной исторической эпохи. (10)Поэтому памятники зодчества
называют «каменными страницами истории».
4. (11)В лучших памятниках зодчества заложен идейный и эстетический заряд
громадной действенной силы. (12)Надо только учиться в и д е т ь архитектуру, учиться ее
понимать и чувствовать
5. (13)Памятники архитектуры – будь то изба, амбарчик, сторожевая башня или
величественный храм, доставляющие нам громадное эстетическое наслаждение, – учат
понимать прекрасное в жизни и искусстве, помогают глубже познать и полюбить душу
нашего народа, его характер и таланты, дают нам горячее, трепетно живое ощущение
того, что называется Родиной.
6. (14)Душа народа живет в эпическом распеве былин и плаче Ярославны, в
удивительных ликах икон и росписей Андрея Рублева, в белокаменных соборах
Владимиро-Суздальской Руси, в колокольном звоне Ростовского Кремля и сказочном
великолепии кижского ансамбля. (15)Она – в задумчивом говоре листвы над скромной
могилой в Святогорском монастыре под Псковом и тенистых дубравах Ясной Поляны, неповторимых мелодиях Сергея Рахманинова и томике чеховских рассказов. (16)Это всѐ
звенья одной цепи, и ни одно из них не может быть изъято.
7. (17)Патриотизм, истинная, действенная любовь к Родине рождаются не из потока
громких, даже самых прекрасных и возвышенных слов. (18)Эта любовь возникает лишь
там, где человек всем своим существом сливается со своей землей, где он живет жизнью
народа, биением его сердца, атмосферой национальной культуры во всех ее
многообразных прогрессивных проявлениях.
10 В каком предложении содержится информация, необходимая для обоснования ответа
на вопрос: «Почему памятники архитектуры называют «каменными страницами
истории»?
1) (5)Архитектура – это всегда и строительство, и потому она находится в прямой
зависимости от уровня развития техники и производительных сил.
2) (9)Не всегда прямо, но опосредованно, памятники архитектуры – Зимний дворец
или крестьянская изба где-нибудь в Заонежье, Новгородский Кремль или станция
Московского метрополитена, Дворец Съездов или Коломенская шатровая церковь XVI
века – отражают идеи, эстетическое мировоззрение своего времени, наконец,
социальное, содержание той или иной исторической эпохи.
3) (11)В лучших памятниках зодчества заложен идейный и эстетический заряд
громадной действенной силы.
4) (17)Патриотизм, истинная, действенная любовь к Родине рождаются не из потока
громких, даже самых прекрасных и возвышенных слов.
11 Какой стиль и тип речи представлены в предложениях 7 – 10?
1) художественный стиль, описание
2) публицистический стиль,
рассуждение
3) публицистический стиль,
повествование
4) научный стиль, описание
12 Укажите, в каком значении употребляется в тексте слово «заряд» (предложение
11)?
1) Взрывчатое вещество
2) Количество электричества, содержащееся в данном теле
3) Запас каких-то качеств, чувств, способностей
4) Военный снаряд
13 Укажите, в каком предложении средством речевой выразительности является
метафора.
1) (17)Патриотизм, истинная, действенная любовь к Родине рождаются не из потока
громких, даже самых прекрасных и возвышенных слов.
2) (4)Уже это одно в очень сильной степени отличает ее от других видов искусства.
3) (10)Поэтому памятники зодчества называют «каменными страницами истории».
4) (5)Архитектура – это всегда и строительство, и потому она находится в прямой
зависимости от уровня развития техники и производительных сил.
14 Из предложения 8 выпишите подчинительное словосочетание со связью
ПРИМЫКАНИЕ.
15 Из предложения 18 выпишите все притяжательные местоимения.
ПОЯСНИТЕ!!!