В образе Ивана Васильевича — героя рассказа "После бала" — Л. Н. Толстой
показал нам типичного человека того времени, студента, можно сказать,
обывателя, стоящего в стороне от больших дел, живущего скромно и ничем
не отличающегося от других внешне. Вместе с тем за этой безликой фигурой
стоит нечто большее: через характер Ивана Васильевича Толстой
показывает отношение каждого честного и порядочного человека к тому, что
творится в стране. Писатель гневно обличает в доступной и изящной форме
пороки того времени, когда был написан рассказ, отождествляя их с
прошлым.
Иван Васильевич-рассказчик предстает перед нами убеленным
сединами многоопытным, прожившим немалую жизнь человеком, можно сказать,
учителем молодежи, человеком, имевшим влияние на молодежь и вызывавший у
нее уважение. Он принимается рассказывать о "делах давно минувших
дней". Зачем Толстой вводит этот прием? Именно для того, чтобы показать
сходство между прошлым и настоящим.
В то время (40-е годы XIX века)
Иван Васильевич был студентом в университете, "веселым и бойким малым,
да еще и богатым". Все свое время он отдавал развлечениям да веселым
похождениям . Любил он вечера и балы, хорошо танцевал и, по мнению дам,
был просто красавец. Последнее же время его душу целиком занимала
любовь: он был безумно увлечен дочерью полковника Б. Варенькой — писаной
красавицей, за которой ухаживали многие кавалеры. Случилось так, что
Иван Васильевич был приглашен на бал к одному богатому камергеру,
губернскому предводителю дворянства, добродушному старичку. Бал был
шикарным: играла хорошая музыка, был накрыт чудный ужин, но главное —
среди гостей была Варенька Б. , что особенно радовало Ивана Васильевича.
Вот начался бал, Иван Васильевич почти все время танцевал с Варенькой.
Она улыбалась ему, и он был счастлив своей любовью. Этой своей любовью
он был полностью упоен, он любил, казалось, весь мир, всех гостей,
хозяйку в фероньерке, отца Вареньки, буквально всех.
Особенное
впечатление произвел на Ивана Васильевича отец Вари — "статный, высокий и
свежий старик" с румяным лицом, бакенбардами, подведенными к усам и
"зачесанными вперед височками". Он улыбался, грудь его была украшена
орденами, "он был воинский начальник типа старого служаки николаевской
выправки". Когда хозяйка уговорила его пройтись в танце с дочерью, он
вспомнил молодость (раньше он неплохо танцевал) , и, несмотря на свои
года, с достоинством, грациозностью и изяществом исполнял все "па".
И
вот окончен бал. Простившись с Варенькой, Иван Васильевич уже под утро
отправляется домой. Пытаясь уснуть, он понимает, что ему не до сна:
чувство любви к Варе переполнило его. О ней он только и думает, ею
только и живет. Иван Васильевич решает отправиться обратно, в дом Б. ,
увидеть ее, может быть, еще раз.
Он вышел из дому. Погода стояла как на масленицу, но несколько мрачная, скучная, сырая.
Подходя
к дому Б. , на пустыре Иван Васильевич увидел что-то черное, страшное.
Играла визгливая ужасная музыка. Иван Васильевич подумал было, что это
учения, но, подойдя ближе, понял, в чем дело.
Между двумя рядами
солдат в шинелях унтер-офицеры вели привязанного к прикладам
татарина-солдата. Его гоняли "сквозь строй" за побег. Удары, беспощадные
и сильные, обрушивались на спину его, которая представляла собой
какое-то кровавое месиво. Татарин стонал, падал, его подымали, сыпались
удары, визжала флейта. А рядом следовала высокая фигура военного,
шедшего твердой и уверенной походкой, которая показалась Ивану
Васильевичу знакомой. Это был отец Вареньки. Молодой человек стал
свидетелем ужасной сцены: за то, что один солдат слабо ударил, полковник
стал бить его по лицу.
Внешне согласившись и примирившись с
поступками полковника, с порядками того времени, Иван Васильевич не мог
забыть это и простить. Совесть каждого человека подсказывает ему, как
надобно поступать. Так получилось и с Иваном Васильевичем, что
отразилось на всей его дальнейшей судьбе.