По законам классицизма жанр произведения строго определял его
содержание. Комедия должна была быть либо юмористической, фарсовой, либо
носить сатирический характер. Комедия Грибоедова не только сочетает в
себе два этих типа, но еще вбирает в себя чисто драматический элемент. В
комедии есть такие герои, как Скалозуб и Тугоуховские, смешные в каждом
своем слове и действии. Или такие, как княжны, которым даже не дали
имена (пародия на всех московских барышень) Платон Го-рич, “муж-мальчик,
муж-слуга из жениных пажей, высокий идеал московских всех мужей”;
безымянные господа N и П, необходимые, чтобы показать жестокий механизм
распространения сплетни в светском обществе (элементы сатиры). В комедии
использованы и другие приемы комического изображения: говорящие фамилии
(Скалозуб, Молчалив, Репетилов, Горич, Тугоуховские, Фамусов), “кривое
зеркало” (Чацкий-Репетилов).
Так же, как и все произведение
сочетает в себе юмор и сатиру, главные герои его (Чацкий и Фамусов)
неоднозначны. Над главой семейства и хозяином дома, Фамусовым, мы весело
смеемся, когда он заигрывает с Лизой, из кожи вон лезет, чтобы выдать
свою дочь за нелепого Скалозуба, но задумываемся над устройством
общества того времени, когда он, взрослый и уважаемый всеми человек,
опасается, “что станет говорить княгиня Марья Алексевна”.
Чацкий
еще более неоднозначный герой. Он в чем-то выражает точку зрения автора
(выступает резонером), сначала иронизирует над московскими жителями,
укладом их жизни, но, мучаясь от неразделенной любви (герой-любовник),
озлобляясь, начинает обличать всех и вся (герой-обличитель).
Итак,
Грибоедов хотел высмеять пороки современного ему общества в комедии,
построенной в соответствии с канонами классицизма. Но, чтобы более полно
отразить реальную ситуацию, ему пришлось отступить от канонов
классицистической комедии. В итоге, мы можем сказать, что в комедии
“Горе от ума” сквозь классицистическую форму произведения, построенного
по принципам “века минувшего”, проглядывают черты нового литературного
направления, реализма, открывающего для писателя новые возможности
изображения реальной жизни