1) Кура́й (башк. ҡурай, тат. курай) — башкирский и татарский духовой музыкальный инструмент.
Думбыра́ (тат. думбра, башк. думбыра) — татарский и башкирский струнный щипковый музыкальный инструмент.
Кубыз (башк. ҡумыҙ, тат. кубыз) — самозвучащий язычковый музыкальный инструмент типа варгана у башкир и волжских татар, народный музыкальный инструмент. Изготавливается из дерева (агач-кубыз), либо из металла (тимер-кубыз).
2) Музыкальная культура башкир, включая игру на курае, развивалась в условиях длительных этнокультурных контактов с другими народами Евразии, тесного с ним взаимодействия и взаимообогащения. В формировании духовного мира башкирского воина большую роль играл курай. Курай выступал в качестве собирательного образа родной земли, воплощенного в этом инструменте и служил источником «связи» с родным краем. Являясь символом родной земли, этот музыкальный инструмент стал объектом любви и преклонения башкир. Игра на курае для башкир стала не просто развлечением и забавой. При помощи музыкального языка башкиры научились выражать эмоциональное состояние, показывать свой внутренний духовный мир, сформировавшийся под влиянием окружающей среды, жизненных обстоятельств и истории башкирского народа.
3) Инструменты типа открытой продольной флейты присущи многим культурам мира. Материалы археологических раскопок и письменные источники подтверждают древность музыкальных инструментов как этого типа, так и других — свистковых флейт, многоствольных флейт и пр. Относится это в полной мере и к Волго-Уральскому региону, где фиксируются находки музыкальных инструментов, относящихся кo II веку до н. э. Так, например, открытая продольная флейта без отверстий была обнаружена при раскопках Такталачукского археологического комплекса (Татарстан). В кургане 3 Бишунгаровского могильника (Бишунгаровские курганы, Башкортостан) обнаружена костяная флейта с прямоугольным стволом и прямоугольным каналом для потока воздуха и извлечения звука с одиннадцатью отверстиями, датируемая IV—II вв. до н. э.[5] Археологические находки деревянных духовых инструментов в силу природы материала единичны.
4)
1 этап. На этом этапе подбирается подходящее растение, имеющее гладкий, чистый внутри стебель, без внешних дефектов. Предпочтение отдается тонкостенным стеблям, имеющим коническую форму.