1. Предложения по схемам (+ знаки препинания).
1 вариант «П», – а.
«Всегда
надо поступать по совести», – поучала бабушка.
2 вариант А: «П».
Продавщица
равнодушно ответила: «Ничем не могу помочь».
3
вариант «П, – а, – п».
«Когда
я стану взрослым, – мечтал малыш, – я буду кушать мороженое каждый день».
4 вариант «П! – а. – П».
«Оставьте
меня в покое! – кому-то громко сказала женщина, разговаривающая по телефону. – Это
не телефонный разговор».
2. Вставка слов автора в данные предложения в соответствии со схемами:
А: «П».
«П», – а.
«П,
– а, – п».
«П, – а. – П».
1) Девочка сжала бабушкину руку и прошептала: «Как здорово гулять золотой
осенью в лесу».
«Как
здорово гулять золотой осенью в лесу», – делилась впечатлениями одноклассница.
«Как здорово гулять, – думала девочка, – золотой осенью в лесу».
«Как здорово гулять золотой осенью в лесу, – говорила Настя. – Надо бы почаще
сюда приходить».
2) Сосед
виновато произнёс: «Не обижайся, Лена».
«Не
обижайся, Лена», – смущенно заулыбался парень.
«Не обижайся, Лена, – заныл Петров, – ненароком вышло».
«Не
обижайся, Лена, – робко попросил мальчик. – Я конфеты тебе принесу».
3) Папа
убежденно сказал: «Теперь я не пропаду».
«Теперь
я не пропаду», – размышлял подросток.
«Теперь,
– задумчиво произнёс юноша, – я не пропаду».
«Теперь я не пропаду, – сказал задержанный. – Мое алиби подтвердят».
*«П,
– а. – П». – соответствие для данной схемы (с указанными предложениями) возможно
только с дополнительной вставкой прямой речи.
3. Вставка слов автора разными способами ввода (+ знаки препинания).
1) «Где начинается наша река? Надо обязательно добраться до ее истоков», – рассуждал
местный исследователь.
2) Подруга была в раздумьях: «Что делать? Идти дальше под дождем или целый день
сидеть дома?»
3) «Тише! – осадила девушка, пояснив: – Слышите, как заливается соловей?»
4. Замена прямой речи косвенной (+ знаки препинания).
1 вариант:
1) «Мы решили остаться здесь ночевать», - сообщила мама
хозяину сторожки.
Мама
сообщила хозяину сторожки, что мы решили здесь ночевать.
2) Дубровский промолвил: «Делайте что хотите, я здесь не
хозяин».
Дубровский
промолвил, чтобы делали что хотят, так как он здесь не хозяин.
2 вариант:
1) «А вы, девочки, зачем пришли?» - строго спросил он.
Он
строго спросил, обращаясь к девочкам, зачем те пришли.
2) «Все это пустяки, Иван Гаврилович, - сказала Юлия, -
не в этом счастье».
Юлия
сказала, обращаясь к Ивану Гавриловичу, что все это пустяки и не в этом
счастье.
3 вариант:
1) «Нам везет!» - сказал Николай, потирая руки.
Николай
сказал, потирая руки, что нам (им) везет.
2) «Я пойду туда», - вдруг сказала она.
Она
вдруг сказала, что пойдет туда.
4 вариант:
1) «Дедушка, куда вы идете?» - спросил Гаврик громко, как
у глухого.
Гаврик громко спросил у дедушки, как у глухого, куда тот идет.
2) «Пора нам идти!» - сказала мать.
Мать
сказала, что пора идти.
5. Расстановка знаков препинания при цитате, в случае если она вводится в
предложение не полностью:
(цитаты
выделены).
Оценивая поэму «Мцыри» В. Г.Белинский писал, что «это любимый идеал нашего
поэта, это отражение в поэзии тени его собственной личности».
Великого критика поражало «разнообразие картин, образов и чувств».
Он
видел в поэме «и бури духа, и изменение сердца, и вопли отчаяния, и тихие
жалобы, и гордое ожесточение, и кроткую грусть».
6. Подбор прямой речи к данным словам автора (+ схемы предложений).
1) Увидев белку, сидящую на сучке и протирающую крошечными лапками глазки,
шепчу в восторге: «Какое удивительное создание!..»
А: «П!..»
2) «Это кто ж тебя окольцевал?» - удивленно сказал
охотник, разглядывая на лапке птицы кольцо.
«П?» - а.
3) Остановив ребят, направляющихся в сторону болота,
старик предупредил: «По болоту не ходите: топко стало».
А: «П».