Стихотворение имеет кольцевую композицию. Две первые строфы и последняя
выписаны крупным планом, дают широкую, масштабную картину. Это поэтическое
обобщение, осмысление поэтом всего происходящего: Сороковые, роковые, Военные
и фронтовые, Где извещенья похоронные И перестуки эшелонные. Гудят накатанные
рельсы. Просторно. Холодно. Высоко. И погорельцы, погорельцы Кочуют с запада к
востоку… Мы видим здесь общую картину сурового военного времени, беды, горя,
постигшего Россию. Передавая атмосферу того времени, поэт использует
характерные детали: «извещенья похоронные», «перестуки эшелонные», «накатанные
рельсы», «погорельцы». Слово «роковые» несет здесь большую смысловую нагрузку.
Это означает «страшные годы», несущие смерть, страдания; годы, определяющие
судьбы людей. Картину разорванного войной мира дополняют звуковые образы,
созданные аллитерациями: «сороковые», «роковые», «фронтовые», «похоронные»,
«перестуки», «рельсы», «погорельцы». Все эти слова, выражения вызывают у
читателя чувство тревоги, непоправимой беды. Жизнь человеческая, сама история
расколоты на две части — до и после войны. В мире — дисгармония, хаос,
неопределенность. Все это несет с собой война. Поэт подчеркивает это с помощью
синтаксиса. Уже во второй строфе мы видим односоставные безличные предложения:
«Просторно. Холодно. Высоко». В финале строфы стоит многоточие: каждый человек,
переживший войну, имеет свою собственную историю. Каков будет ее финал? Центральная
часть стихотворения — это воспоминания лирического героя о своей юности,
совпавшей с войной. Тут тоже представлены конкретные детали. Мы видим юного
мальчишку «в замурзанной ушанке», с вырезанной из банки звездочкой. Он
«худой, веселый и задорный», старается казаться сильным, мужественным. У него —
«табак в кисете», «мундштук наборный», он балагурит с девушками, старается хромать
«сильнее» из-за ранения. Здесь есть и позерство, и бравада, и самоуверенность,
и мальчишечье озорство, и лихачество, и вместе с тем наивность, чистота
юности. Рассказ здесь идет от первого лица. Лирический герой, нынешний, словно
всматривается в себя со стороны. Взгляд его немного ироничен, но правдив,
реалистичен. Мы понимаем, что война еще не коснулась его по-настоящему, в душе
его еще нет осознания всего трагизма происходящего. Оно придет лишь потом,
вместе с жизненным опытом, пережитыми трагедиями: Как это было! Как совпало —
Война, беда, мечта и юность! И это все в меня запало И лишь потом во мне
очнулось!.. Война разрушает юношеские мечты, надежды, калечит судьбы. Поэт
здесь говорит о несовместимости войны и прекрасной поры жизни — юности. Вместе
с тем эти строфы — уже речь зрелого, опытного, мудрого человека, судьба
которого слилась с судьбой страны. Финальные строчки произведения возвращают
нас к его началу. Таким образом, с точки зрения композиции в стихотворении мы
можем выделить три части. Стихотворение написано четырехстопным ямбом, катренами,
рифмовка — перекрестная и смежная. Поэт использует различные средства
художественной выразительности: эпитет («сороковые, роковые, свинцовые,
пороховые», «в замурзанной ушанке»), метафору («Война гуляет по России…»),
анафору (4, 5, 6 строфы), лексический повтор («И погорельцы, погорельцы…»),
риторическое восклицание («Как это было! Как совпало — Война, беда, мечта и
юность!»).Выберите то,что вам понравится