Для А.И.Герцена поэмы Н.В.Гоголя - это "крик ужаса и стыда". И ведь это дейстьвительно так. Писатель создал гениальную сатиру на крепостническую Русь. Перед читателм проходит галерея живых, но бездушных героев, людей с мертвой душой: это и помещики Манилов, Коробочка, Ноздрев, Собакевич, Плюшкин, и чиновники губернского города N., это Чичиков, который скупает мертвых душ. Гоголь отправляет Чичикова к помещикам в определенноё последовательности: от плохого - к худшему. И не случайно последним становится Плюшкин, "накопитель", "стяжатель", "прореха на человечестве", который завершает галерею мертвых душ. У помещиков говорящие фамилии, автор сравнивает их с животными, например, Собакевича, с медведем средней величины, а Коробочка является на фоне птиц, ведь окно у нее "глядело едва ли не на курятник", да и дворик перед окнами был "весь наполнен птицами..." А давайте вспомним чиновников в черных фраках, которые сравниваются с мухами. Чиновники обезличены больоше, чем помещики. Гоголь показывает "свиные рыла" оскотинившегося человека. Да и Чичиков получил такое убогое воспитание, лишенное родительской любви, с нудными нравоучениями отца, что из него мог сформироваться только подлец. И как не испытать ужас и стыд, который вызвали у Герцена страницы поэмы Гоголя "Мертвые души".