Ноздрев — персонаж поэмы Н. В. Гоголя
Образ Н. представляет
тип «разбитного малого» , кутилы, ибо Н. всякий раз попадает в историю:
либо его выводят из зала жандармы, либо выталкивают свои же приятели,
либо он напивается в буфете. Н. также охоч до женского пола, он не прочь
«попользоваться насчет клубнички» (он завсегдатай провинциальных
театров и поклонник актрис, его детей воспитывает «смазливая нянька») .
Главная страсть Н. — «нагадить ближнему» : Н. распускал небылицы,
расстраивал свадьбу, но по-прежнему почитал себя приятелем того, кому
нагадил. Страсть Н. общечеловеческая, не зависит ни от чина, ни от веса в
обществе. По Гоголю, подобно Н. , гадит человек «с благородной
наружностью, со звездой на груди» («И нагадит так, как простой
коллежский регистратор») . Фамилия Н. — метонимия носа (происходит
абсурдное двойное отделение: ноздрей от носа, носа — от тела). Портрет
Н. также построен на метонимии лица и согласуется с его метонимической
фамилией: «возвращался домой он иногда с одной только бакенбардой, и то
довольно жидкой. Но здоровые и полные щеки его так хорошо были сотворены
и вмещали в себе столько растительной силы, что бакенбарды скоро
вырастали вновь, еще даже лучше прежних» . Вещи вокруг Н. тождественны
его хвастливой и азартной натуре. С одной стороны, они иллюстрируют
хаотичность Н. , с другой — его гигантские претензии и страсть к
преувеличениям. В доме Н. все заляпано краской: мужики белят стены. Н.
показывает Чичикову и Мижуеву конюшню, где стой ла в основном пустые;
пруд, где раньше, по словам Н. , «водилась рыба такой величины, что два
человека с трудом вытаскивали штуку» ; псарню с густопсовыми и
чистопсовыми, «наводившими изумление крепостью черных мясов» ; поле, где
Н. ловил зайца-русака за задние ноги. Кабинет Н. отражает его
воинственный дух: вместо книг по стенам висят сабли, ружья, турецкие
кинжалы, на одном из которых по ошибке было вырезано: «Мастер Савелий
Сибиряков» (алогизм Гоголя подчеркивает абсурдность вранья Н.) . Даже
блохи в доме Н. , всю ночь кусавшие Чичикова, как и Н. , «пребойкие
насекомые» . Энергичный, деятельный дух Н. , в противоположность
праздности Манилова, тем не менее лишен внутреннего содержания, абсурден
и в конечном счете так же мертв. Н. меняет все, что угодно: ружья,
собак, лошадей, шарманку — не ради выгоды, а ради самого процесса.
Четыре дня, не выходя из дому, Н. подбирает крапленую колоду, «на
которую можно было бы понадеяться, как на верного друга» . Н. — шулер,
он подпаивает Чичикова мадерой и рябиновкой с запахом сивухи, чтобы
обыграть в карты. Играя с Чичиковым в шашки, Н. ухитряется обшлагом
рукава халата продвинуть шашки в дамки. Если Манилов заботится о
«деликатных» деталях, Собакевич — о целом, то Н. пренебрегает тем и
другим. Еда у Н. выражает его бесшабашный дух: «кое-что и пригорело,
кое-что и вовсе не сварилось. Видно, что повар руководствовался более
каким-то вдохновеньем и клал первое, что попадалось под руку <
...> перец … капусту, пичкал молоко, ветчину, горох — словом,
катай-валяй, было бы горячо, а вкус какой-нибудь, верно, выйдет» . Н.
импульсивен и гневлив. В пьяном виде Н. сечет розгами помещика
Максимова, собирается с помощью дюжих слуг побить Чичикова. Н. способен
одновременно хвалить и ругать, не стесняясь в выражениях: «Голову
ставлю, что врешь!» , «… ведь ты большой мошенник < ...> Ежели бы я
был твоим начальником, я бы тебя повесил на первом дереве» (о Чичикове)
; «…это просто жидомор» (о Собакевиче) . Н. — инициатор скандала вокруг
«мертвых душ» , он первым выдал тайну Чичикова на бале у губернатора,
после чего «посреди котильона он сел на пол и стал хватать за полы
танцующих» . Н. в разговоре с чиновниками подтвердил, будто Чичиков —
шпион, еще в школе был фискалом, что он печатает фальшивые ассигнации и
что к его дому на ночь поставили караул, но Чичиков за одну ночь все
ассигнации переменил на настоящие, что он, Н. , помогал Чичикову
похитить губернаторскую дочку и пр.