Автомобиль Фрезе и Яковлева — первый российский серийный автомобиль,
представленный публике в 1896 году на Нижегородской выставке.
Двигатель
и трансмиссия были изготовлены заводом Яковлева, а корпус, ходовая
часть и колеса фабрикой Фрезе. «Журнал новейших открытий и изобретений» в
1896 году отметил ряд существенных улучшений в конструкции ходовой
части, трансмиссии и кузова автомобиля по сравнению с машинами других
фирм [3]. Чертежей не сохранилось, и параметры автомобиля
восстанавливали по имеющимся фотографиям и описаниям.
Сейчас уже
невозможно установить, сколько автомобилей было изготовлено. Однако одно
можно сказать точно, конструкция Яковлева-Фрезе была создана именно как
серийный коммерческий автомобиль.
В 1898 году Е. А. Яковлев
умер, а его компаньоны не проявили интереса к двигателям внутреннего
сгорания и переориентировали завод.
Фрезе пришлось покупать двигатели за границей.
В 1910 году Фрезе продал свою фабрику Русско-Балтийскому заводу.