Комедия “Горе от ума” держится
каким-то особняком в литературе и отличается более крепкой живучестью от
других произведений слова.
Главная роль в комедии “Горе от ума”, конечно, — роль Чацкого, без
которой не было бы комедии, а была бы, пожалуй, картина нравов.
Можно было бы подумать, что Грибоедов, из отеческой любви к своему
герою, польстил ему в заглавии, как будто предупредив читателя, что
герой его умен, а все прочие около него неумны. Но Чацкий не только
умнее всех прочих лиц, но и положительно умен. Речь его кипит
остроумием. У него есть и сердце, и притом он безукоризненно честен.
Однако о Чацком многие недоумевают: что он такое?
Фамусов говорит о Чацком: “Он славно пишет, переводит”. Он, конечно,
путешествовал недаром, учился, читал, был в сношениях с министрами и
разошелся — нетрудно догадаться почему.
“Служить бы рад, — прислуживаться тошно!” — намекает он сам.
Он любит серьезно, видя в Софье будущую жену.
Чацкий, и в этом его ошибка и трагедия, поначалу не воспринимает
Молчалина, не видит в нем достойного соперника. Для Чацкого Молчалин —
полное ничтожество, “жалчайшее созданье”. А.С. Пушкин писал: “Между
мастерскими чертами этой прелестной комедии —недоверчивость Чацкого в
любви Софьи к Молчалину — прелестна! — и как натурально! Вот на нем
должна была вертеться вся комедия...”
Черты характера и мировоззрения Грибоедова нашли глубокое отражение в
комедии “Горе от ума”, прежде всего в образе Чацкого. В этом образе
Грибоедов впервые показал “нового человека”. Это образ смелого и
непримиримого борца за дело, за идею, за правду.
Печальна была судьба такого одинокого борца, каким изображен Чацкий, он
противопоставлен миру Фамусовых, Скалозубов, Молчалиных и Загорецких, с
их мелкими целями и низкими стремлениями.
Комедия Грибоедова говорит о горе человека, и горе это происходит от
его ума. С понятием “умный”, “умник” связывалось тогда представление о
человеке не просто умном, но вольнодумном. Именно ум Чацкого в этом
широком и особом понимании ставит его вне Фамусовых, Молчалиных,
Скалозубов, Загорецких. Глубочайший смысл комедии Грибоедова заключается
в том, что она показывает, как в условиях крепостнического общества
обречены на гонение всякая независимая мысль, всякая живая страсть,
всякое искреннее чувство.
Так кто
же все-таки Чацкий? Я считаю, что несмотря на свое положение, на свое
вынужденное бегство из Москвы, в идейном и моральном плане Чацкий
остается победителем. Это и подтверждают слова И. А. Гончарова: “Чацкий
сломлен количеством старой силы. Нанес ей, в свою очередь, смертельный
удар качеством силы своей. Чацкий — победитель, передовой воин,
застрельщик и — всегда жертва”.