Смысл названия произведения «Преступление и наказание».
«Преступление и наказание»- такое название
дал своему гениальному роману Ф.Достоевский. Преступление….В центре
романа-убийство, двойное убийство, совершенное бедным студентом , решившим
проверить свою особую теорию и доказать ее справедливость. Родион совершает зло
во имя добра, убивают во имя любви к человечеству.
Но , по сути, он подменяет эту первую свою теорию, другой-«тварь ли я
дрожащая или право имею». Стремление
утвердиться в этой мысли приводит Родиона к преступлению в жизни.
Раскольников делит человечество на «…два разряда: на низший
(обыкновенных), и собственно на людей, то есть имеющих дар или талант сказать в
среде своей новое слово». Именно второй разряд людей и есть сильные мира сего,
которых все должны слушаться, которые вправе совершать такое преступление. Он признается Соне, что
убил, потому что хотел узнать: «имею ли я право власть иметь?» Он хочет понять:
«вошь ли я, как все, или человек? Смогу ли переступить или не смогу? Тварь ли я
дрожащая или право имею?» Несостоятельность теории Раскольникова видна сразу. Так,
убив старуху, он вынужден убить и ее сестру, Лизавету. После убийства старухи и ее сестры Лизаветы
Раскольников переживает глубочайшее душевное потрясение. Достоевский сравнивает преступление Раскольникова со
смертью. Но самое страшное, что ждало Родиона, это –наказание. У Раскольникова
горячка, он даже хочет покончить с
собой. Родион пытается молиться, и сам над собой смеется. Смех сменяется
горьким отчаянием.
Родион раздавлен, он не
может нести тяжесть совершенного им преступления и признается в нем Сонечке, потом идет в участок и признается в
преступлении. Своим преступлением Раскольников вычеркнул самого себя из разряда
людей, стал отверженным, изгоем. «Я не старуху убил, я себя убил», – признается
он Соне Мармеладовой. Это отчуждение от
людей мешает Раскольникову дальше жить.В этом показано наказание для героя. Его идея о праве сильного на преступление оказалась
абсурдной. Раскольников идет на каторгу. Таков его путь от преступления до
наказания.
Достоевский говорит, что нет никакой правды, никакой теории,
способной оправдать насилие и преступление.