В
основу наследия исламской культуры и цивилизации заложены выдающиеся достижения
мусульманских ученых, мастеров ремесленных дел и купцов, накопленные за
двухсотлетний период, называемый Золотым веком Ислама. На протяжении этого
времени - с 750-го по 950 год - территория мусульманской империи охватывала
современный Иран, Сирию, Ирак, Египет, Палестину, Северную Африку, Испанию и
некоторые области Турции. Объединение Багдадом многочисленных народов этих
земель заложило основу невиданного ранее взаимного обогащения и развития
изолированных прежде друг от друга культурных и интеллектуальных традиций.Географическая
близость была, однако, лишь одним из факторов. Другой движущей силой такого
единения стало развитие арабского литературного языка и превращение его к 9-му
столетию в международный язык науки, наряду с его неизменным статусом языка
Божественной истины. Это явление стало одним из самых знаменательных в истории
человеческой мысли.Третьим
важным фактором была постройка в Багдаде бумажной фабрики. Появление бумаги,
заменившей пергамент и папирус, стало достижением, последствия которого для
образования и науки можно сравнить лишь с изобретением книгопечатания в 15-м
веке. Отныне книги стали доступны для всех.В
отличие от византийцев с присущим им недоверием к классической науке и
философии, мусульмане выполняли предписание Пророка "идти в поисках знаний
так далеко, чтобы достичь Китая".Однако в 8-м веке они располагали более близким источником знаний -
работами греческих ученых, хранившимися в библиотеках Константинополя и других
центров Византийской империи. В 9-м веке халиф Аль-Мамун, сын известного
правителя Гаруна Аль-Рашида, начал постепенно осваивать этот бесценный источник
знаний. С согласия византийского императора он послал ученых отобрать и доставить
в Багдад греческие научные рукописи для того, чтобы перевести их на арабский
язык в Бейт Аль-Хикма - "Доме мудрости"