Импрессионист Константин Коровин еще при жизни имел достаточно и недоброжелателей, и воздыхателей. А все потому, что одним из первых стал столь полно использовать приемы воссоздания на холсте не иллюзорных картин, а реальной жизни. Его произведения находят отзвук в душах почитателей, радуют сердца, наполняют зрителей живительной энергией.
Так и картина «Зимой», на первый взгляд простоватая, но такая уютная, домашняя, своя. А и всего-то изображены на ней небольшой домишка, да старенькая изгородь, а на передний план выставлена лошадь, запряженная в сани. Но как умело и профессионально разместил составляющие части на холсте автор.
Изба с забором, создавая замкнутое пространство, отгораживают от всего далекого и наносного, оставляя рядом самое нужное и дорогое. А лошадка, темным пятном расположившаяся прямо на середине холста, своим спокойным ожиданием подчеркивает размеренность жизни и налаженный уклад в этом доме.
На дворе зима. Достаточно мельком взглянуть на холст, и становится понятно, что это не суровый январь, и даже не февраль с метелью и поземками. Константин Коровин изобразил снег таким образом, что мы чувствуем в воздухе оттепель и неизбежное приближение весны. Зрителю невооруженным глазом видно, что снежок рыхлый, подтаявший.
Почему создается такое впечатление, как удалось художнику воссоздать структуру снежного покрова, характерного для последней стадии зимы, нам, простым смертным понять не дано. Так будем радоваться, что жили на земле такие таланты, воздадим им дань уважения.
Так точно создавая привычный портрет местности, Коровин стремится не машинально перенести на холст увиденное, он познает окружающую природу и душу самого человека. А мы, наблюдая, казалось бы, привычную деревенскую ситуацию, когда мужик запряг свою послушную лошадку и перед отъездом зашел в дом, оказываемся у него в гостях. Спокойствием и уверенностью веет от этого двора, нет здесь ни напряженности, ни суеты.
Именно таков был крестьянский уклад, трудолюбивый мужик с чувством собственного достоинства, с толком, с расстановкой приступал к любому делу. За это и уважали настоящего хозяина и помещики, и бояре. Скромный двор не блещет роскошью, но нет здесь и запустения. Такова была реальная жизнь в русских деревнях конца XIX века, такой увидел ее и донес до нас великий художник.