Исследование морских глубин с помощью батискафа
При исследовании больших глубин используют такие подводные
аппараты, как батискафы и батисферы.
Первый батискаф был создан швейцарским ученым Огюстом Пикаром
в 1948 г. Батискаф – это самоуправляемый аппарат, состоящий из прочного
шара (гондолы) для размещения экипажа и аппаратуры, баллона
(поплавка), наполненного бензином, и балласта, который представляет
собой стальную дробь.
Поплавок имеет такое же значение, как спасательный круг для
тонущего человека или как баллон с водородом или гелием у дирижабля
(аэростата). В отсеках поплавка находится вещество, плотность которого
меньше плотности воды. На батискафах середины XX века использовался
бензин, имеющий плотность около 700 кг/м3. Бензин отделён от воды
эластичной перегородкой, позволяющей бензину сжиматься. По
наблюдениям, проведенным при погружении батискафа «Триест» в 1960
года на дно Марианской впадины, на глубине 10 км объём бензина в
поплавке уменьшился на 30 %. На поверхности батискаф удерживается за
счёт отсеков, заполненных бензином и благодаря тому, что цистерны
водяного балласта, шахта для посадки экипажа в гондолу и свободное
пространство в бункерах с дробью заполнены воздухом. После того, как
цистерны водяного балласта, шахта для посадки экипажа в гондолу и
свободное пространство в бункерах с дробью заполняются водой,
начинается погружение. Эти объёмы сохраняют постоянное сообщение с
забортным пространством для выравнивания гидростатического давления
во избежание деформации корпуса. Если батискаф попадает в плотные слои
воды и «зависает», выпускается часть бензина из компенсирующего отсека,
и погружение возобновляется.
После проведения научных экспериментов экипаж сбрасывает балласт
(стальную дробь), начинается подъём
Какое из утверждений верно?
А. На каждый километр погружения объем бензина в поплавке уменьшается
примерно на 3%.
Б. Один кубический метр бензина способен удерживать на плаву груз весом
около 300 кг.
1) верно только А
2) верно только Б
3) оба утверждения верны
4) оба утверждения неверны