В 1946 г.
по государственному бюджету было выделено на образование 3,8 млрд. рублей (в
1940 г. - 2,3 млрд.), в 1950 г. эта сумма возросла до 5,7 млрд. рублей. В 1946
г. Всесоюзный комитет по делам высшей школы был преобразован в Министерство
высшего образования СССР, в 1950 г. в ЦК ВКП(б) был организован Отдел науки и
высших учебных заведений.
В 1946 г. советское
правительство значительно увеличило расходы на науку, они в 2,5 раза
превысили расходы предыдущего года. В этом году были восстановлены Академии
наук Украины, Белоруссии и Литвы, созданы - в Казахстане, Латвии и Эстонии.
Вторая половина 40-х годов было временем организации целой серии
научно-исследовательских институтов, которые вошли затем в золотой фонд
советской науки. Среди них были Институт точной механики и вычислительной
техники, Институт радиотехники и электроники, Институт прикладной физики,
Институт атомной энергии и многие другие. В то же время, продолжали
существовать и расширяться специальные конструкторские бюро, находившиеся в
системе МВД СССР.
Война и репрессии
30-х годов нанесли тяжелый удар по интеллигенции, поэтому в 40-е - начале 50-х
годов Советский Союз имел огромный дефицит специалистов с высшим и средним
образованием. Лихорадило высшую школу, которая испытывала острый недостаток в
квалифицированных кадрах. Трудности, с которыми столкнулась сфера образования в
СССР, были решены за счет понижения образовательного уровня. Хотя учителям
и преподавателям вузов, как и всем научным сотрудникам, была существенно
увеличена заработная плата и предоставлен ряд льгот, подготовка их была ниже
даже по сравнению с 30-ми годами. Большинство школьных учителей были
подготовлены на краткосрочных курсах или в учительских институтах по
укороченной программе. Несмотря на все это, страна перешла на всеобщее
семилетнее образование. Понижение общеобразовательного уровня привело
впоследствии к кризисным явлениям в науке и экономике советского государства,
но в то время оно дало быстрый эффект, создалась иллюзия ускоренного
научно-технического развития общества. В 40-е - начале 50-х годов советская
наука и техника достигли ряда успехов, прежде всего в области физики, химии,
точной техники, но все они, в основном, были нацелены на военные нужды,
способствовали наращиванию военной мощи первого в мире “социалистического”
государства. В 1949 г. в СССР была испытана атомная бомба, интенсивно шли исследования
в области химического и бактериологического оружия.
В то же время
отрасли науки, не имевшие прямого отношения к обороне, подвергались жестокому
нажиму и даже запретам. Наиболее показательными в этом отношении
стали гонения на генетику и кибернетику, которые были объявлены науками,
противоречащими законам материализма. Это привело к сильнейшему отставанию СССР
в этих отраслях. В августе 1948 г. была проведена печально известная сессия
Всесоюзной академии сельскохозяйственных наук им. В.И.Ленина (ВАСХНИЛ), на
которой генетика была объявлена лженаукой и запрещена в СССР. Монопольное
положение в сельскохозяйственных науках заняли сторонники академика Лысенко,
обещавшего резкое повышение урожайности сельскохозяйственных культур быстро и
без серьезных капитальных вложений.
Если в развитии
точных и естественных наук вмешательство и диктат партийно-государственного
аппарата были тормозом, то для гуманитарных наук они стали просто катастрофой.
За первое послевоенное десятилетие в гуманитарных науках не появилось ни одного
сколько-нибудь серьезного достижения, а в области литературы и искусства ни
одного сколько-нибудь выдающегося произведения.
Давление и контроль
на науку и искусство со стороны партийно- государственного аппарата были
велики. Художественные и научные установки были не приоритетом творческой
интеллигенции, а “привносились в жизнь” с высоких трибун, после чего
становились непреложными истинами. В 1947 г. в дискуссии по философии принял
участие член Политбюро ЦК А.А. Жданов, а в дискуссии по языкознанию 1950 г. и
политэкономии 1951 г. - сам Сталин. Все это вело к постепенной деградации
гуманитарной науки в СССР.
Также отрицательно
на развитии науки, литературы и искусства сказалась и кампания по борьбе с
космополитизмом, которая развернулась в конце 40-х - начале 50-х годов. Целью
ее было очернить все несоветское, несоциалистическое, поставить барьер между
советским народом и достижениями культуры западных стран. Поэтому удар был
нанесен по той части советской интеллигенции, которая стремилась показать
достижения Запада более объективно, чем это допускалось в правительственных
кругах. В результате этой кампании многие деятели науки и искусства подверглись
репрессиям, были уволены со своих должностей и даже попали в тюрьмы и ссылку.
Партия и правительство открыто и активно вмешивались в работу деятелей
литературы и искусства, что приводило к падению художественного и идейного
уровня, формированию посредственного, приукрашивающего советскую
действительность искусства.