При Екатерине II театр был развлечением и предназначался для увеселения придворного окружения. Во время правления императрицы не было никаких различий между оперой, балетом, театром и оркестром, всё это называлось "зрелищем". Екатерина II объединила все придворные театры в дирекцию, которая получила название Императорских театров, во главе которой стоял И.П. Елагин. Делами дирекции занимался "Комитет для управления зрелищами и музыкой". Русский театр стал обеспечивать социальные нужды актеров. Впервые, пожилым артистам полагалось выплачивать пенсию. Крепостных актеров разрешалось переводить в вольноотпущенников. На театр в год тратилось около 140 000 руб из казны.
К зрителям вышли бытовые комедии, в которых отражался "дух русского народа". Смотря их, люди смеялись над человеческими пороками. Сама
Екатерина II выступала как драматург и писала нравоучительные комедии в стиле классицистов.
Эпоха Екатерины II стала расцветом русского классицистического театра.