Впервые термин «жандарм» в практику военного дела было введено французским королем Карлом VII. Учредив в 1445 году первую регулярную конницу, он приказал в каждой из ее, так называемых, ордонансовых рот иметь 100 жандармов – тяжеловооруженных дворян, а каждому жандарму - собственную свиту, состоявшую из пажей, оруженосцев, ратников, конных стрелков и слуг.
В дальнейшем тяжеловооруженные дворяне-кавалеристы получили название кирасиров, однако слово «жандарм» не исчезло из военного лексикона – во французской и прусской армиях им стали обозначать представителей специальных полков военной полиции.
В России жандармы впервые появились в 1792 году: в составе гатчинских войск цесаревича Павла Петровича была учреждена конная команда, называвшаяся то кирасирским, то жандармским полком. По воцарении же Павла I она была влита в состав лейб-гвардии конного полка.
В 1815 году жандармы вновь появились в русской армии. Так стали именовать военнослужащих временных военно-полицейские команд, специально созданных при расквартированных во Франции корпусных штабах. Эти специализированные подразделения так и назывались: военно-полицейские команды жандармов. Правда, просуществовали они недолго – 27 августа того же года их функции были переданы Борисоглебскому драгунскому полку, переименованному в связи с этим в жандармский полк. А еще через три месяца из нижних чинов гвардейской кавалерии был сформирован лейб-гвардии жандармский полуэскад