Люди срываются с насиженных мест в поисках лучшей, “легкой” жизни:
некоторые из них так и не находят себе пристанища. Так возникает в
художественном мире Юрия
Казакова тип странника, скитальца. Писатель, сложивший в “Северном
дневнике” вдохновенную оду дороге, считавший, что “не проходит вовеки
только очарование движения, память о счастье, о ветре, о стуке колес,
шуме воды или шорохе собственных шагов”, предельно честен в изображении
такого типа людей, как Василий Панков (”Легкая жизнь”, 1962), Иоанн
(”Странник”, 1956), Илья Снегирев (”По дороге”, 1961). Дорога “может
обернуться ловушкой для натуры неразвитой, принести ей внутреннее
опустошение”. Куда и зачем ехать, как и зачем жить? Без попытки ответить
на эти вопросы, “без нравственного чувства, без призвания - словом, без
внутренней идеи, придающей жизни смысл и значение”, она становится
легкой, пустой, бездумной.
Герой рассказа «По дороге» Снегирев
стремится к движению как к возможности отрешиться от бренности и
суетности мирского бытия, а главное – осознать и ощутить ценность вечных
основ витальной энергии на Земле: «По ночам, в одиноких рейсах, легко
думалось о прошлом, забывалась обида на Сибирь, меркло все плохое, будто
и не было его никогда, а оставалась одна красота и мощь горных кряжей,
неистовых русских рек…» .
Не случайно в дороге лицо Ильи Снегирева
принимает «сосредоточенно-мечтательное выражение» , свидетельствующее о
восприятии им действительности в искаженном иллюзорно-идиллическом виде.
Жажда «легкой жизни» приводит его к пути в бесконечность, который невероятно труден.