Речевая культура личности индивидуальна. Она зависит от эрудиции в
области речевой культуры общества и представляет собой умение
пользоваться этой эрудицией. Речевая культура личности заимствует часть
речевой культуры общества, но вместе с тем она шире речевой культуры
общества. Правильное пользование языком предполагает собственное чувство
стиля, верный и достаточно развитый вкус.
Речевая культура общества есть отбор, собирание и хранение лучших
образцов речевой деятельности, образование литературной классики и
следование нормам литературного языка.
Наконец-то общество осознало, в каком плачевном состоянии находится
рече-
вая культура. Даже появилось такое понятие – «экология речевой среды»,
т. е. то,
что нуждается в защите, спасении, очищении.
Слишком много можно назвать факторов «загрязнения» речи современного
че-
ловека:
− обилие слов-паразитов, слова эти довольно стереотипны – так
сказать, зна-
чит, ну, вот, как бы;
− засорение речи жаргонизмами. Речь современных людей – это
речь жаргони-
зированная. Жаргон перестал быть речевой характеристикой молодежи
(студентов,
школьников).
Жаргонизмы превращаются в модные словечки в речи журналистов, полити-
ков, бизнесменов, разного рода «звезд». Сегодня жаргонное слово
чувствует себя
свободно там, где, казалось бы ему не должно быть места – в
парламентской речи,
в выступлениях государственных чиновников, в официальном общении.
Жаргони-
зированный тип речевой культуры является сегодня одним из самых
влиятельных
и экспансивных;
− просторечные слова и выражения;
− нарушения литературных норм произношения,
словоупотребления, построе-
ния фраз;
− засорение языка иностранными словами. Заимствования – один
из самых ди-
намичных процессов современного русского языка;
− употребление ненормативной лексики стало почти нормальным
явлением,
нецензурные слова проникли даже в СМИ;
− катастрофическое сужение объема словарного запаса «среднего
человека»;
− обеднение выразительных средств языка.
Какие существуют средства и методы повышения речевой культуры?
1. Приобретение новых знаний, накопление сведений из различных областей
науки и техники, получение информации из периодической печати, передач
радио
и телевидения, чтение научной, публицистической, художественной
литературы.
2. Расширение лингвистического кругозора, знаний о языке.
3. Обогащение словарного запаса.
4. Развитие речевого слуха. Следует слушать, как говорят, как
произносят сло-
ва, как употребляют слова, т. е. обращать внимание не только на
содержание речи,
но и на форму преподнесения материала, языковое мастерство, ораторские
прие-
мы.
5. Практика говорения (ведение беседы, переговоров, выступление в
массовой
аудитории, участие в дискуссиях и т. п.).
6. Овладение техникой речи