С самого начала романа Наташа
более всего тяготеет к Пьеру, а он - к ней. Постепенно взаимное влечение Наташи
и Пьера вырастает во взаимопонимание, в стремление поддержать друг друга. Но до
осознания того, что они являются судьбой друг для друга, еще далеко – для этого
им предстоит пройти долгий путь ошибок и скорбного опыта.
Для Наташи Ростовой таким
опытом явились отношения с Андреем Болконским. Мы видим, что героиня способна
вдохнуть жизнь в князя, сделать его «новым человеком». Однако их любовь трудна
и сложна, это любовь с опасениями и недомолвками. Недаром Толстой описывает противоречивые
чувства графини при встречах с будущим своим зятем: «Она желала любить его, как
сына; но чувствовала, что он был чужой и страшный для нее человек».
Одним из центральных
эпизодов романа считается увлечение Наташи Анатолем Курагиным. Конечно, оно
возникло неслучайно. Тяжелые испытания, в том числе, долгая разлука с любимым,
выпала на долю юной героини. Казалось, после сговора князя Андрея с Наташей все
идет к благополучному концу: княжна Марья готова полюбить ее, готова убедить в
пользе их брака старика Болконского, да и сам князь Андрей должен вот-вот
приехать. Но многое еще было неясно.
Мы понимаем, что Наташе
нужна поддержка, опора, а ее нет. Марья Дмитриевна приехала от Болконских ни с
чем. Князя Андрея все нет. Родные не могут помочь героине - они не понимают
взбудораженной души Наташи. Во встречах с настойчивым и привлекательным
Анатолем она остается одна - в прямом и переносном смысле.
Силы этих героев неравны,
не в пользу доверчивой девушки, видящей всех добрыми и счастливыми. Об Анатоле
Наташа думает по-своему, как ей подсказывает ее высокое нравственное чувство.
«Значит, он добр, благороден и прекрасен, и нельзя было не полюбить его. Что же
мне делать, когда я люблю его и люблю другого?» - говорит она себе, не находя
ответов на эти страшные вопросы.
Причина драмы Наташи
Ростовой заключается и в сложности, противоречивости характера Андрея
Болконского. В его характере много враждебного душе девушки. Наташа прелестна
доверчивостью, верой в человека. В момент встречи с князем Андреем «она была на
той высшей ступени счастья, когда человек делается вполне добр и хорош, и не
верит в возможность зла, несчастья и горя».
Болконский другой. Он
часто бывает жесток и несправедлив. Гордый и самолюбивый до крайности, он так и
не смог понять драму Наташи. Долго ей приходится ждать ответ на вопросы,
касающиеся всей ее жизни: «... простит ли он меня когда-нибудь? Не будет он
иметь против меня злого чувства?»
Наташа любит Андрея со
всей силой, на какую способна, угадывает его желания, постигает ему самому
неясные мысли, хочет понять, что он чувствует, «как у него болит» рана. Войдя в
его жизнь, она живет ею - поэтому и ее жизнь кончилась, когда Андрея не стало.
Какое право имеет человек
забыть умершего, пережить свое горе, вернуться к радостям жизни, полюбить
снова?
Княжна Марья огорчилась,
увидев, как изменилась Наташа, встретив Пьера: «…Неужели она так мало любила
брата, что так скоро могла забыть его, - думала княжна Марья...» Но и она, со
своим острым нравственным чутьем, чувствовала, что «не имела права упрекать ее
даже в душе своей».