1. Интервалом называется сочетание двух звуков, взятых последовательно или одновременно. Простыми интервалами называются интервалы от примы до октавы (остальные интервалы, от ноны до квинтдецимы, называются составными).
Консонансы делятся на две группы:
-консонансы совершенные - все чистые интервалы: прима, квинта, кварта, октава
-консонансы несовершенные: две терции (б.3, м.3), две сексты (б.6,м.6)
Диссонансы: обе секунды (м.2, б.2), обе септимы (м.7,б.7)
***
В связи с тем, что на уроках сольфеджио дается определение интервалов на слух, неплохо было бы обозначить отличительные признаки каждой из групп. Диссонансы услышать просто, так как они отличаются резким звучанием. В консонансах совершенных имеет место незначительное слияние звуков. Обе терции и сексты, в зависимости от того, малые они или большие, имеют свою окраску. Оба звука совершенных консонансов сливаются в унисон (или почти унисон); они, как правило, имеют пустое звучание.
***
Диатонические интервалы - интервалы, которые строятся в диатонических ладах (нат.мажор и минор, пятиступенные лады, дорийский, фригийский, лидийский, миксолидийский): чистые интервалы, малые, большие и тритоны
Хроматические интервалы - увеличенные, дважды увеличенные, уменьшенные и дважды уменьшенные интервалы (в состав которых входят альтерированные (со знаками) ступени)
2. h-moll (фа#до#): си-до#-ре-ми-фа#-соль#-ля#-си-ля#-соль-фа#-ми-ре-до-си
а) 1) в натуральном миноре: ув.4(VI)⇒м.6: соль-до#⇒фа#-ре
2) в гармоническом миноре: ув.4(IV)⇒б.6: ми-ля#⇒ре-си
б) ув.2(VI)⇒ч.4: соль-ля#⇒фа#-си
ув.5(III): ре-ля#⇒ре-си
ув.5(IV): ми-си#⇒ми-до#
ув.53(III): ре-фа#-ля#⇒ре-фа#-си (t6)
3. Получается секундаккорд (D2): ре-ми-соль#-си
Разрешения:
-a-moll: до-ми-ля (t6)
-A-dur: до#-ми-ля (T6)