________________________________________________________________________
[12] В каком ряду при написании обоих слов следует применить правило «Правописание безударных личного окончания глагола и суффикса причастия зависит от спряжения глагола»? Выпишите этот ряд, дополнив его своим примером.
рисует, говоривший <…>___________________________________________________
выражал, стелющийся, <…>_________________________________________________
нарушает, строящий, <…>___________________________________________________
утвердилось, клеил, <…>____________________________________________________
[13] Укажите два варианта ответов, в которых содержится правильное объяснение слитного написания НЕ.
1)НЕБУКВЕННЫХ (знаков) – причастие, нет зависимого слова.
2)НЕБУКВЕННЫХ (знаков) – имя прилагательное, есть синоним без НЕ, например «знаки препинания».
3) еще НЕ ЗАГРУЖЕННЫЙ (вагон) – имя прилагательное, нет зависимого слова.
4) еще НЕ ЗАГРУЖЕННЫЙ (вагон)– страдательное причастие, есть зависимое слово.
5) еще НЕ ЗАГРУЖЕННЫЙ (вагон) – полное страдательное причастие, есть определяемое слово.
[14] Какие причастия и деепричастия образованы от глагола ЛЕТАТЬ неверно? Укажите номера ответов.
1) летая
2) летевший
3) летя
4) летаемый
5) летавший
Ответ_______________________________________
[15] Ученики писали изложение по данному тексту. Содержание девятого (9) предложения они передали по-разному. Укажите номер(-а) предложения(-ий), в котором(-ых) НЕ допущена грамматическая ошибка.
1) Лишь к концу восемнадцатого века сложился основной помогающих понимать текст состав небуквенных знаков русского языка.
2) Лишь к концу века сложился помогающих понимать текст основной состав небуквенных знаков русского языка,
3)К концу восемнадцатого века сложился, помогая понимать текст русского языка, основной состав небуквенных знаков,
4) К концу восемнадцатого века основной состав небуквенных знаков русского языка, помогающих понимать текст, сформировался.
5) В восемнадцатом веке сложился состав знаков препинания, помогающих понимать текст.
Ответ____________________________________
[16] Какое из выделенных слов является фразеологизмом? Выпишите этот фразеологизм.
Красная строка (предложение 8)
Заглавная буква (предложение 8)
Знаки препинания (предложение 10)
Восклицательный знак (предложение 7)
Небуквенный знак (предложение 9)
Ответ___________________________________________
[17] Из предложений 3-6 выпишите слово с лексическим значением «делить на отдельные части».
___________________________________________
[18] Из предложений 4-8 выпишите синоним к слову ПОЯВИТЬСЯ.
___________________________________________________________________
[19] В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) на границах причастного(-ых) оборота(-ов).
(9)Лишь к концу восемнадцатого века,(1) по мнению ученых,(2) сложился основной состав небуквенных знаков русского языка, (3)помогающих понимать текст.
Ответ______________________________________________
[20] Среди предложений 1-5 найдите предложения с вводными словами. Напишите номера этих предложений. Прочитайте текст и выполните задания 1–6.
(1)………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………….. (2) Носителями этого языка под названием Пираа являются лишь около трёхсот человек, которые живут в отдаленных северо-западных регионах Бразилии. (3) Открытие сделали лингвисты из Массачусетского технологического института США. (4) Эти люди не пользуются такими определениями, как "один", "два", "три" и так далее. (5) По словам ведущего лингвиста и автора данного исследования профессора Эдварда Гибсона, носители языка Пираа не оперируют конкретными числами, вместо этого они употребляют всего две дефиниции, которые на русский можно приблизительно перевести как "несколько" и "много" (или "больше"). (6) ...................................................... язык необычен, он является живым, то есть на нем общаются живущие сейчас люди.