А. П. Чехов — один из величайших мастеров короткого рассказа. Никто не
мог так искусно, как он, продолжить тему “маленького человека”, его
мелких проблем, быта, показать глобальную проблему человеческого
бытия.Серость, мелочность, мещанство, “футлярная жизнь” — все то, что
так ненавидел Чехов, непримиримым врагом чего являлся, поглотили
общество конца XIX века, проникли во все стороны человеческой жизни.
Именно этому посвящена трилогия, состоящая из рассказов “Человек в
футляре”, “Крыжовник”, “О любви”.В последнем рассказе Чеховым ставится
вечный вопрос: что важнее для человека — личное счастье или устоявшаяся,
привычная, порой бессмысленная жизнь. Выбор, сделанный героями рассказа
Алехиным и Анной Алексеевной, их отказ от любви ради повседневной
жизни, характеризуют взгляды всего общества того времени.То, что Алехин и
Анна Алексеевна полюбили друг друга, не вызывает удивления. Два
образованных добрых человека, одинаково неудовлетворенных сложившейся
жизнью, не могли не увидеть друг в друге близкого человека. Но ни у
Алехина, ни у Анны Алексеевны не хватило мужества отказаться от
привычного уклада, что-то изменить в себе. Алехин, человек городской,
привычный к общению с образованными людьми, к умственному труду, живет в
деревне, занимается сельским хозяйством работает в поле вместе с
мужиками, у него не остается времени даже на чтение газет. Сначала он
вынужден заниматься имением, чтобы расплатиться с долгами отца, но потом
такая жизнь становится для него привычной и Алехин не хочет ее менять.
Поэтому он отказывается от любви Анны Алексеевны, и в то же время
оправдывает этот отказ своей рутинной жизнью: “Она пошла бы за мной, но
куда? Куда бы я мог увести ее? Другое дело, если бы у меня была
красивая, интересная жизнь, если б я, например, боролся за освобождение
родины или был знаменитым ученым, артистом, художником, а то ведь из
одной обычной будничной обстановки пришлось бы увлечь ее в другую такую
же или еще более будничную”. Но никаких попыток изменить свою “футлярную
жизнь” Алехин не предпринимает.Анна Алексеевна несчастна по-своему:
нелюбимый, духовно неразвитый муж, серая будничная жизнь, которая не
оставляет никаких впечатлений, угасающая, никем не признанная красота. В
лице Алехина она находит духовно близкое, понимающее ее существо, но
признаться ему в любви, а тем более быть с ним, она не может: ее так же
не пускает “футляр”.О ничтожности человека перед условностями общества
Алехин говорит еще в начале рассказа, когда передает историю любви
повара Никанора и Пелагеи.Пелагея любит Никанора, но не хочет выходить
за него замуж, потому что он пьяница и “буйного нрава”, она предпочитает
“жить так”. Но Никанор, ссылаясь на “набожность” и “религиозные
убеждения”, хочет жениться на Пелагее. На самом деле он боится идти
против устоев общества и “набожность” его — это страх не перед Богом, а
перед людским судом.Человек загнан обществом в “футляр”. И особенно
хорошо Чехов демонстрирует это на примере Алехина, который, казалось бы,
хочет изменить свою однообразную жизнь, вырваться из “футляра”, но в то
же время не решается расстаться со спокойствием и удобствами
устоявшейся жизни.Анна Алексеевна тоже предпочитает “футлярное”
существование и не решается на перемены. Она хочет любви, но серая,
привычная жизнь с мужем и детьми ближе и понятнее ей, чем новая, в
которой, скорее всего, она будет отвергнута обществом, не прощающим
любых попыток разрушить существующие порядки. Анна Алексеевна злиться
из-за нерешительности и на себя и на Алехина. Она становится
раздражительной и, наконец, вынуждена лечиться от нервной болезни. Лишь
предстоящая разлука заставляет Анну Алексеевну и Алехина признаться друг
другу в любви, но делают они это, понимая, что их признания уже не
смогут ничего изменить.После отъезда Анны Алексеевны Алехин продолжает
жить по-прежнему, и ему остается лишь сожалеть о несостоявшемся
счастье.Герои Чехова часто вызывают у читателей двоякое чувство:
негодования и жалости. В этом раскрывается умение писателя изображать
человека во всех его проявлениях. Алехина и Анну Алексеевну нельзя
однозначно определить как положительных или отрицательных героев.
Сложность характеров свойственна почти всем чеховским персонажам.Тема
“футлярной жизни” является одной из основных в творчестве А. П. Чехова.Рассказы
А” П. Чехова до сих пор не потеряли своей остроты и актуальности.
Многие из нас живут в своем “футляре” и редко пытаются что-то изменить.
Произведения А. П. Чехова заставляют задуматься: правильно ли мы живем и
действительно ли нам нужна такая жизнь.