Сюжет, герои и проблематика одной из баллад В.А.Жуковского .
Баллада - это стихотворный рассказ в большей степени умопомрачительного либо героико-исторического характера.
более известной балладой Жуковского является баллада , над которой поэт работал в 1808-1812 г. В качестве свадебного подарка баллада посвящена племяннице Жуковского А. Протасовой.
рвение автора восполнить национальную русскую тем в поэзии увенчалось большим фуррором. Он дал совокупность воспримет российского государственного стиля: зима, колокольчик икона. Избушка. Употреблял стиль народного сказочного повествования, зачин: тут фольклорное начало отражено в обычных для сказок словосочетаниях: , ,
Отображена и этнографическая сторона народного быта: праздник Крещения с его ритуалами. В виде Светланы Жуковский в первый раз намечает характерные черты российского дамского типа, как он его соображает: верность, покорность, поэтичность.
Далее в балладу входит и лирическая тема, сплетенная с тоской по милому другу. Позже идет описание приготовления к будущей свадьбе. Приведены подлинные тексты гадальной песни в обработанном виде, с обращением к мифологическому кузнецу. Приготовление к свадьбе со , которым предстоит обручится невесте у . тут намеренно в одной фразе повторяется ,
относящихся к самому ритуалу.
Это эпическое начало разрушается своим ответом и погружает нас в лирическую грусть .Дальнейшее развитие сюжета ведет к тому, что Светлана с помощью гаданий на зеркале вызывает жениха. Он опять призывает ехать даму к венчанию. Но уже во время путешествия внушает Светлане тревогу. Она удивлена и настроена долгим молчанием жениха.
И в храме встречает их гроб, и происходит не венчание, а ритуал отпевания. Но почему-то кони поносят юных мимо храма, а позже из-за поднявшейся метели они свернули к одинокой хижине, где жених внезапно исчезает совместно с лошадьми. Светлана входит в хижину и видит. Покойник оживает но он не в состоянии причинить ей вреда. Ее выручает молитва перед иконой Спаса.
Картина женитьбы сменилась романтичным пейзажем: гроб с оживающим покойником, белым голубем, символизирующий бога. Мертвец, как ожидалось с самого начала баллады, оказался возлюбленным Светланы, а происходящие оказалось в финале сном.
Мораль баллады в том, что вера выручила даму от жениха-оборотня, который пробовал увлечь Светлану с собой в потусторонний мир. И вот лирический эпилог поэмы, возвышающий героиню. В эпилоге лирический пейзаж - ручеёк, луг.
Заключительные стихи раскрывают смысл ее имении. Сюжет баллады драматичен, это поддерживается чередованием эпических и лирических мест. Основная мысль баллады о роли Провидения в нашей жизни.В.А.Жуковский"Светлана"