В стихотворении царь Ассаргадон — полководец, который способен с помощью своего ума, силы, энергии влиять на ход исторических событий, на движение времени:
Едва я принял власть, на нас восстал Сидон. Сидон я ниспроверг и камни бросил в море. Египту речь моя звучала, как закон, Элам читал судьбу в моем едином взоре...
Лирический герой смел, отважен, не знает поражений, военных неудач, как бы стоит над всеми. Но счастлив ли Ассаргадон? Хотя великий царь и «упоен величьем» своих побед, он одинок. И это вызывает грустные переживания читателя:
И вот стою один, величьем упоен...
Описывая Ассаргадона, поэт использует различные сравнения: «деянья всех людей — как тень в безумном сне», «мечта о подвигах — как детская забава», — характеризующие царя как человека, забывшего о простых людях, чрезмерно возгордившегося.
В качестве формы своего лирического произведения В. Брюсов выбрал форму сонета. Первые две строфы — это утверждение власти Ассаргадона, его сокрушительные победы над городами, странами и народами: Сидоном, © A L L S o c h . r u Египтом, Эламом. А последние две строфы — подведение итогов разрушительных походов Ассаргадона. Да, он упоен величием своей славы, он горд и в то же время ужасно одинок.
Подводя итоги предложенного анализа стихотворения, можно еще раз подтвердить мысль о том, что пафос данной лирической миниатюры — пафос утверждения сильной личности, являющейся творцом истории, но это пафос разрушения, а не созидания.