Как человек реагирует на различные явления в жизни и в искусстве? ?
Когда в жизни все хорошо и красиво, говорят: «как в сказке или как в кино» . Роскошный закат солнца на море невольно наводит на мысль — как на картине. И наоборот, негативные явления, нашедшие отражение в искусстве, хотя и вызывают возмущение, но при этом не рождают чувства агрессии или сильно выраженного страдания
Э Мунк Крик
Посмотрите на картину испанского художника Пабло Пикассо (1881–1973) «Герника» (1937). На ней изображено страшное событие, случившееся в самом начале Второй мировой войны. Фашистская авиация разбомбила маленький испанский городок Гернику, стерла его с лица Земли, уничтожила мирных жителей. Художник не мог не откликнуться на беду своего народа. Но показать результаты разгрома в реалистической манере значило, по его словам, изобразить мясную лавку. Поэтому Пикассо обратился к языку символов. С их помощью он передал и ужас, и боль, и страдание, и возмущение, но сделал это очень тактично, не вызывая у зрителя чувства страха и отвращения, которые бы непременно возникли, если бы художник фотографически отразил это событие. Картина вот уже много лет висит на огромной стене музея Прадо в Мадриде, напоминая о преступлении перед человечеством, которое нельзя забывать.
Понять смысл картины могут люди любой страны, любой эпохи, если они владеют языком символов.
Пикассо Герника
Нет ни одного человека, которому была бы незнакома Симфония № 7 («Ленинградская» ) Дмитрия Дмитриевича Шостаковича (1906—1975), сочиненная в 1941 г. Она стала символом грядущей победы над фашизмом и своеобразным музыкальным памятником Великой Отечественной войне. Спустя два года композитор пишет Симфонию № 8 — одно из наиболее трагических творений искусства XX в. , сравнимое разве что с «Герникой» Пикассо. Симфония представляет собой монументальную трагическую фреску происходящего вокруг, как бы отражающую весь мир. В ней и трагедия войны, и ужас российской повседневности с ее лицемерием и гигантоманией, и заботы обычного человека, и его надежда на лучшие времена.
«Сон разума рождает чудовищ» , — сказал Ф. Гойя. «Сон совести превращает в чудовище самого человека» , — мог бы добавить Шостакович. У Шостаковича образы зла окарикатурены, переведены из области вечных категорий в контекст злободневной современности. Контрастное сопоставление безысходности и просветления производит неотразимое впечатление. Мучительно напряженная музыка симфонии взывает к совести, зовет к непримиримости со злом, протестует против зла, насилия и всего, что причиняет людям боль и страдания.
Гойя Сон разума рождает чудовищ