В рассказе Платонова "Никита" встречается былевое и фантастическое начало. Быль, как правило, повествует о том, что было в действительности. Фантастика же рассказывает о нереальных предметах. Все, что видит мальчик, существует на самом деле. Это и плетень, и пень, и изба, и баня, и даже солнышко. Однако они словно оживают под пристальным взглядом Никиты. И наполняются какими-то существами, которые возникают в воображении ребенка. Так появляется фантастическое начало в произведении. Но в конце рассказа отец ставит четкую границу между фантастикой и вымыслом. То, что было придумано — не прочно, а то к чему приложил свои усилия, становится очень твердой основой и никогда не исчезнет.
Все непонятые обитатели, возникающие в воображении Никиты, становятся неотъемлемой частью природы. Они остаются ее органичными составляющими и очень хорошо чувствуют себя в своей среде. Сам Никита очень близок природе, так как только он видит все те живые существа населяющие ее. И природа, пусть лишь в воображении мальчика, оживает и одухотворяется.
И эта ожившая «фантастическая» природа живет по тем же законам, что и обыкновенные люди. Таким образом жизнь перед Никитой на уровне природных «проявлений» предстает как борьба добра и зла, смена радости и грусти, страдания и счастья. Никита открывает для себя новый мир за порогом избы, жителей которой он уже хорошо знал. Сначала все привлекает и притягивает его внимание, но со временем волшебные существа становятся враждебными для него. Например, когда все вдруг становится страшным Никите, только солнце приходит на помощь и согревает своим теплом. В конце рассказа и неприметный кривой гвоздик оживает под руками маленького и умелого мальчика и становится для него новым открывшимся счастьем.
Однако отец находит другие объяснения оживлению природы в глазах своего сына. И получается, что только доброе и отзывчивое сердце способно наполнить жизнью окружающих людей, предметы. И если по жизни человек сохранит эту уникальную способность, то он останется добрым на всю жизнь.