Лужины - это гиены и шакалы, питающиеся кровью обезоруженных,
беззащитных, трупами павших. Без Лужина картина мира после поражения в
«Преступлении и наказании» была бы неполной, односторонней. Лужин
понимал, что в пореформенной обстановке, в нарождающемся
капиталистическом обществе адвокатура обещает й 351 жирные куски, и
почетное положение рядом с первыми людьми потускневшей дворянской элиты:
«… после долгих соображений и ожиданий, он решил наконец окончательно
переменить карьеру и вступить в более обширный круг деятельности, а с
тем вместе мало-помалу перейти и в более высшее общество, о котором он
давно уже с сладострастием подумывал… Одним словом, он решил попробовать
Петербурга» . Лужину сорок пять лет, он человек деловой, занятой,
служит в двух местах, чувствует себя достаточно обеспеченным, чтобы
завести семью и дом. Лужин решил жениться на Дуне, потому что понимал:
красивая, образованная, умеющая себя держать жена может очень помочь его
карьере. Равенство он понимал по-своему. Он хотел стать равным с более
сильными, с вышестоящими. Людей же, которых он обогнал на жизненном
пути, он презирал. Мало того, он хотел над ними властвовать. Вдобавок он
еще требовал благодарности от зависимых и «облагодетельствованных.
Отсюда и замысел, лелеемый им в браке с Дуней, замысел, который он почти
что и не скрывал: Лужин «выразился, что уж и прежде, не зная Дуни,
положил взять девушку честную, но без приданого, и непременно такую,
которая уже испытала бедственное положение; потому, как объяснил он, что
муж ничем не должен быть обязан своей жене, а гораздо лучше, если жена
считает мужа за своего благодетеля» . Невесте он угрожает, что бросит
ее, если она не будет слушаться, не порвет с Родей, ради которого-то она
и решилась принять его руку. «Человек он умный, - говорит о Лужине
Раскольников, - но чтоб умно поступать - одного ума мало» . Ум у Лужина
был коротенький, слишком определенный, ум
практически-рационалистический, копеечно-расчетливый, лишенный интуиции и
не считающийся с соображениями сердца, чурающийся незнаемого и всего
того, что не складывается, как костяшки на счетах.
Он подловат, не
брезглив морально, сеет сплетни и выдумывает сплетни. Лужин не понимает
ни бескорыстной честности, ни благородства. Разоблаченный и выгнанный
Дуней, он полагает, что может еще все поправить деньгами. Ошибку свою он
видел преимущественно в том, что не давал Дуне с матерью денег. «Я
думал их в черном теле попридержать и довести их, чтоб они на меня как
на провидение смотрели, а они вон! . Тьфу! . Нет, если бы я выдал им за
все это время, например, тысячи полторы на приданое да на подарки… так
было бы дело почище и … покрепче!» . Ум Лужина весь ушел в
собственность, в сколачивание капиталов, в делание карьеры. Выскочка,
нувориш, и он по-своему ломал старую патриархальную цельность, и он себя
причислял к «новым людям» и думал оправдать свою грязную практику
современными теориями. Лужин называл себя человеком, разделяющим
убеждения «новейших поколений наших» . Его надежды на успех в самом деле
были связаны с видоизменившимися временами, и понятно почему: в старой
Руси, с ее крепостническими правами, привилегиями, традициями, да и
дворянскими нормами чести и облагороженного поведения, ему нечего было
делать и не на что было рассчитывать. Лужин - человек того лагеря, к
которому принадлежал франт, преследовавший на бульваре обманутую и
обольщенную девушку. И даже хуже.
Франт был обуян похотью, Лужин -
страстью к наживе, он действовал по строгому расчету выгод и невыгод, по
которому побить или сожрать человека ему ничего не стоило. Лужин
оклеветал Соню и обвинил ее в краже, чтобы устроить свои дела, чтобы
дискредитировать Раскольникова и вернуть себе «этих дам»