Ещё в 980 году, едва заняв киевский престол, Владимир попытался приспособить язычество к потребностям государства. На высоком холме князь приказал поставить деревянных идолов шести богов, над которыми возвышался грозный Перун с серебряной бородой и золотыми усами. Тем самым жителям Руси давали понять, что Перун является главным среди богов, так же как киевский князь — среди славян.
Но это нововведение не достигло поставленной цели. Многие племена были недовольны приниженным состоянием своих главных божеств и возвышением Перуна, которому поклонялись киевские дружинники. Тогда киевский князь обратился к опыту соседних стран. Ведя широкую торговлю, Русь общалась с представителями всех религий, признававших лишь одного единого Бога: с иудеями — хазарами, мусульманами — булгарами, христианами из европейских стран.
Владимир решил принять христианство по византийскому (греческому) образцу. Ведь византийские христиане, в отличие от хазар и булгар, не посягали на восточнославянские территории. К тому же Русь поддерживала тесные торговые связи с Византией. Часть жителей Руси, особенно среди киевлян, исповедовали христианство. Со времён Аскольда и Дира христианами становились некоторые княжеские дружинники и купцы, посещавшие Византийскую империю. При Игоре киевские христиане возвели для себя храм Святого Ильи. Христианкой была и бабка Владимира княгиня Ольга.
Но самое главное состояло в том, что киевский князь нуждался в религии, способной не только сплотить все племена, но и укрепить княжескую власть. Примером была Византия, самая могущественная держава в Европе. Власть императора была здесь почти неограниченной, и церковь способствовала её укреплению. К тому же византийская церковь, в отличие от римской, полностью зависела от императора.
К принятию христианства Владимира подталкивало и стремление укрепить международный авторитет Руси. Многие страны посматривали на Русь свысока, воспринимая русских как варваров. Русские купцы подвергались различным притеснениям в христианских странах.