Поэма «Песня про царя Ивана Васильевича,
молодого опричника и удалого купца Калашникова» (1837)
Жанр — романтическая национально-историческая поэма
Произведение приближено к фольклорным сказаниям
«Песня…» была опубликована анонимно в 1838 г.
Композиция и сюжет
Автор назвал свое произведение «песней». Текст имеет стройную композицию: запев, три части, два припева и концовку
Герои
СтепанПарамоновичКалашников
«Статный молодец», живущий по закону божьему: «А родился я от честного отца, / И жил я по закону господнему…».Подобно русскому богатырю, он готов биться в открытом, равном бою. Для него честь и «святая правда-матушка» дороже жизни. Калашников не желает ложью спасти свою жизнь. Это ценит Иван Васильевич. На вопрос царя, «вольной волею или нехотя» он убил опричника, купец бесстрашно отвечает: «Я убил его вольной волею». Он не объясняет причины, не желая позорить жену. Прощаясь с братьями, Калашников думает о семье:
«Поклонитесь от меня Алене Дмитревне,
Закажите ей меньше печалиться,
Про меня моим детушкам не сказывать».И после смерти не забывают его могилу добрые люди:
«Пройдет стар человек — перекрестится,
Пройдет молодец — приосанится;
Пройдет девица — пригорюнится,
А пройдут гусляры — споют песенку».
ОпричникКирибеевич
«Удалой боец, буйный молодец». Он способен любить, однако живет не по нравственным и духовным законам. Кирибеевич принадлежит к роду Скуратовых. Имя Малюты Скуратова, приспешника Ивана Грозного, вошло в историю, оно наводило ужас на народ.Опричники — приближенные царя, подчинявшиесятолько ему. Они отличались жестокостью и безнаказанно бесчинствовали
Царь ИванВасильевич
Двойственный образ. Царь одновременно и жестокий, самовольный тиран, и заботливый правитель-отец.Иван Грозный дает своему опричнику «перстенекяхонтовый» и «ожерелье жемчужное», обещает позаботиться о семье Калашникова:
«Молодую жену и сирот твоих
из казны моей я пожалую,
Твоим братьям велю от сего же дня
по всему царству русскому широкому
Торговать безданно, беспошлинно».Но живет царь по своим законам, не держит слова («Кто побъет кого, того царь наградит;
/ А кто будет побит, тому Бог простит»). Он позволяет бесчинствовать своим опричникам, а победителя в честном боюприказывает публично казнить