Князь Влади́мир Фёдорович Одо́евский (1 [13] августа 1804[7], Москва — 27 февраля [11 марта] 1869, Москва) — русский писатель и мыслитель эпохи романтизма, один из основоположников русского музыкознания. В 1823-25 гг. председатель юношеского общества любомудров. Издатель ряда журналов и альманахов. С 1846 г. директор Румянцевского музея. В середине 1840-х гг. перешёл от литературной к общественной деятельности, получил известность как филантроп. С 1861 г. сенатор.
Как писатель и мыслитель, князь Одоевский долгое время находился под влиянием Гофмана и Шеллинга. Увлекался оккультными учениями[8], за что получил прозвище «русского Фауста»[9]. Известен как мастер фантастической романтической повести, одним из первых в России экспериментировал с жанром утопии, продолжал традиции просветительской сатиры.
Содержание
ПроисхождениеПравить
Последний представитель княжеского рода Одоевских — одной из старших ветвей Рюриковичей. Его отец Фёдор Сергеевич (родной брат И. С. Одоевского) приходился внуком князю Ивану Васильевичу, президенту Вотчинной коллегии в правление Елизаветы Петровны. От одной из дочерей Ивана Васильевича происходит Лев Толстой. Мать Екатерина Алексеевна Филиппова происходила из крепостных[10].
По свидетельствам современников, Одоевский не придавал значения своему княжескому титулу и происхождению от правителей удельного времени, чем приводил в изумление аристократов, завидовавших древности его рода[11]. Оставшись сиротой в раннем возрасте, воспитывался в доме опекуна, двоюродного дяди по отцовской линии, генерала Дмитрия Андреевича Закревского.[12] Жил в Москве на нечётной стороне Малого Козловского переулка, где его отцу принадлежали практически все строения.
БиографияПравить
Первый московский периодПравить
Обычно жизнь и творчество Одоевского делится на три периода, границы между которыми более или менее совпадают с его переездами из Москвы в Санкт-Петербург и обратно.
Молодой Одоевский на зарисовке В. Тропинина
Первый период относится к жизни в Москве, в маленькой квартире в Газетном переулке в доме своего родственника, князя Петра Ивановича Одоевского[13]. Одоевский тогда учился в Московском университетском благородном пансионе (1816—1822). Большое влияние на мировоззрение оказала дружба с двоюродным братом А. И. Одоевским. Как он признался в Дневнике студента (1820—1821), «Александр был эпохою в моей жизни»[14]. Его имя осталось на золотой доске пансиона, вместе с именами: Жуковского, Дашкова, Тургенева, Мансурова, Писарева[13].
В 1823 году, подобно другим архивным юношам, поступил на службу в Московский архив Коллегии иностранных дел. На квартире В. Одоевского собирался кружок «Общество любомудрия», созданный под влиянием шеллингианских идей преподававших в пансионе профессоров Московского университета М. Г. Павлова и Д. М. Велланского. Среди постоянных членов этого кружка были А. И. Кошелев, Д. В. Веневитинов, И. В. и П. В. Киреевские, В. К. Кюхельбекер. Регулярно посещали заседания А. С. Хомяков и М. П. Погодин. Собрания кружка проходили в 1823—1825 годах и завершились его роспуском после восстания декабристов.
В те же годы Одоевский пробует свои силы на литературном поприще: вместе с Кюхельбекером издает альманах «Мнемозина» и пишет роман «Иероним Бруно и Пьетро Аретино», оставшийся не завершённым. В 1826 году он переехал в Санкт-Петербург, где женился на Ольге Степановне (1797-1873), дочери гофмаршала Степана Сергеевича Ланского, и поступил на службу в Цензурный комитет Министерства внутренних дел.